Марго Трушина: Идея public art везде одна — чтобы люди объединились
«Чудо как способ взаимодействия со зрителем» — так звучала тема лекции лондонской художницы про объекты современного искусства, внедряемые в городскую среду. С их помощью можно оживить депрессивный район, привлечь внимание туристов к городу, придать дополнительное звучание общественно значимому событию вроде Олимпиады.
Рассказ о демократизации современного искусства и вовлечении в этот процесс большого числа неискушенных зрителей Трушина начала с классических работ Кристо и Аниша Капура. Один завернул здание Рейхстага в серебристую ткань, другой придумал скульптуру «Облачные врата», определившую облик центральной площади Миллениум-парка в Чикаго. Другую работу Капура, украсившую Олимпийскую деревню в Лондоне, именуют «кальян», «мать американских горок» и даже «столкновение двух кранов».
В такого рода проектах очень важно мнение прессы, арт-критиков и местных сообществ. В 80-е годы, как рассказывала Марго, многие абстрактные модернистские скульптуры, установленные в парках, стали зонами отчуждения и даже подвергались вандализму.
В сегодняшней урбанистике public art становится дружелюбнее и изобретательнее. В медиаархитектуре и дизайне идеи воплощаются с помощью высоких технологий: неоновых скульптур, световых проекций или запрограммированных компьютером водопадов. Дизайнерских фонтанов было представлено особенно много — от падающих в воду слов в работе Bit.flow Юлиуса Поппа на набережной Темзы до рукотворных водопадов Олафура Элиассона на Ист-ривер в Нью-Йорке. В работах самой Марго Трушиной также используется технология проекции на распыляемую определенным образом воду.
Парадоксальным образом все эти высокие технологии пытаются приблизить современного человека к природе. Например, в рамках Эдинбургского театрального фестиваля участникам мультимедийного перформанса «Скорость света» было предложено прогуляться по склонам знаменитого холма Седло Артура, нависающего над городом, в специальной обуви и с мощными фонариками. Толпы людей образовывали на склоне красивейшие световые узоры и вместе создавали произведение искусства, вписанное в окрестный ландшафт. А в Утрехте тот же Олафур Элиассон дополнил панораму дождливого города огромным желтым кругом — искусственным солнцем. Скульптура называлась «Двойной восход». Впоследствии художника пригласили «осветить» Днепропетровск.
Для Марго Трушиной тоже важен ландшафт. Ее работы вписаны в окружающую среду. В пруду подмосковной усадьбы Середниково во время вечеринки Midsummer Night’s Dream она разместила огромную радугу, которая светилась даже ночью. Другая работа, «Луна», по признанию художницы, создана под влиянием фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера — гигантская фиолетовая полусфера, восходящая над водой, действительно напоминает тревожные кадры в финале фильма. Обе работы в миниатюре можно было увидеть тут же в специальной комнате галереи Cabinet Lounge.
Лекция собрала очень разную аудиторию. Среди слушателей были замечены театральный режиссер Филипп Григорьян, автор перформанса «Полнолуние», и куратор фестиваля ленд-арта «Архстояние» Юлия Бычкова.
Одно из самых ярких московских событий поддержал Табачный Дом Sobranie: «Магическая притягательность, утонченность и эстетика бренда не остаются без внимания ни на одном светском мероприятии. Следуя многолетней традиции, Табачный Дом Sobranie не перестает удивлять публику новыми интригующими проектами, а также безупречным качеством и превосходным вкусом сигарет».
Партнер проекта: