Секс, ложь и интернет: Пауль Верхувен снял «Обманутых»
Все началось с того, что продюсер Рене Миох встретился со мной в Лос-Анджелесе и объяснил, что хочет сделать один необычный проект. Сценарий к «Обманутым» должны были написать сами зрители. Первоначального текста писательницы Ким ван Кутен хватало только на три-четыре минуты. Оставшуюся часть истории дописали обычные люди, в том числе интернет-пользователи. Когда начались съемки, публика снимала с нами параллельно. Они создали 20-30 маленьких фильмов, основанных на том же сценарии, который использовали мы. Идея заключалась в том, что все повороты сюжета, написанные публикой, мы с моим соавтором Робертом Альбердинком Таймом использовали бы в фильме. И мы так и сделали, что было жутко интересно и увлекательно.
Дальше — ад. Для второго эпизода, четыре-пять минут, нам прислали 700 сценариев. Вот это было ужасно. В каждом тексте — по четыре-пять страниц. Всего что-то около 3500 страниц. Чтобы решить, что из этого мы используем в фильме, нужно было прочитать каждый хотя бы по три раза, а это 10 000 страниц. Продраться было непросто. Я думал, что мы получим сценариев 50-60, из которых рабочими окажутся два-три. Ну, и мы бы их соединили потом в один. Но мы сильно заблуждались. И вот только прочитав все эти сценарии, я смог найти куски, которые друг с другом соединялись. Все эти фрагменты находились в разных текстах, и это стало вызовом — разобраться во всех этих сценариях. Для этого мы делали пометки: красные, зеленые, синие. Красные означали хороший сценарий, синие — ужасный и т. п. Все это потребовало намного больше времени и сил, чем я мог предвидеть. С другой стороны, я был счастлив. Такой формат дает большую свободу. Знаете, я как будто бы прошел восстановительные процедуры. Это очень сильно вдохновляло, ведь я не знал, куда двигаюсь, поэтому ничего не мог потерять. Фильм оказался настоящим приключением. Это напомнило мне, что для творчества необходимо быть независимым.
Многие пытались копировать мои фильмы в своих сценариях — в основном все стремились подражать «Основному инстинкту». Это очень популярно сейчас, судя по продажам книги «50 оттенков серого» (эротический роман британской писательницы Э. Л. Джеймс. — Прим. ред.). Что-то из присланного нам я использовал — например, сцену, где одна из героинь показывает грудь. Этот эпизод мы позаимствовали из одного сценария, в котором все, конечно, заходило гораздо дальше — вплоть до связываний, ударов. Но мне показалось, что это не то направление, куда стоит двигаться.
Когда я снимал такие фильмы, как «Звездный десант», в них все было продумано заранее: сюжет, игра актеров, любые мелочи. В таких фильмах все рассчитано с точки зрения денег, и у тебя совсем нет свободы — в процессе все делается так, как и было задумано заранее. В «Обманутых» мы снимали все в импровизированной манере, и с гораздо большей динамикой, чем обычно. Мы по ходу пробовали разные вещи и смотрели, что работает. Не думаю, что всегда стоит так поступать, но в этот период моей жизни было замечательно.
Создавать фильмы вместе со зрителями — совершенно новый способ снимать кино. Мы должны это поддерживать. Я разговаривал с режиссерами в Америке, Китае, на Ближнем Востоке, в Швеции, так вот их всех интересует этот новый опыт, им тоже интересно заново изобретать себя как режиссера. Правда, невозможно в процессе научить публику писать сценарии. Писательство — это профессия. Поэтому иметь профессионального сценариста так же важно, как и профессионального режиссера. Необходимо соблюдать жанровые правила, использовать инструменты, с помощью которых притягивается внимание зрителя. Чтобы зрители не уснули. Наши «соавторы» этого не понимали.
Я хочу ориентироваться на молодежь, и Ким ван Кутен, автор сценария, намного моложе меня. У нее есть свой особый стиль. Это было понятно уже по первым четырем минутам сценария. Главная идея Кутен заключалась в том, как люди в фильме переступают через обстоятельства. Очень важно, что герои долго не держат обиду друг на друга или не обижаются вообще. Мне это все с самого начала понравилось. И я, в свою очередь, пытался, как мог, сохранить ее стиль в работе над фильмом. А вот люди, которые писали следующие части, не придавали этому значения. И я постоянно ощущал некоторую неопределенность от текста, которую приходилось сглаживать.
В это сложно поверить, но я большой фанат Rammstein. В «Обманутых» вы можете услышать их музыку. Они для меня стали самым большим открытием последнего времени. Возможно, последних десяти лет. Когда-то я был страшным поклонником Брайана Ферри, но теперь подсел на Rammstein. Я хожу на все их концерты, они просто изумительны. Они намного лиричнее, чем кажется со стороны. Да, они жутко суровые и жесткие, но и лиричные тоже. И я давно хотел использовать их музыку в качестве саундтрека. Но в первый раз, когда я по-настоящему задумался об том, на фильме «Невидимка», студия запретила мне это сделать. Им показалось, что Rammstein все испортит. Такая музыка бы, возможно, подошла «Звездному десанту», но тогда Rammstein не играли особой роли в моей жизни.
Я видел римейк «Вспомнить все», но не сказал бы, что у них получилось хорошо. На наш со Шварценеггером фильм отзывы были гораздо лучше. Насчет новой версии «Робокопа» — не могу ничего сказать. Много разговоров вокруг костюмов и т. п., но я читал часть сценария, и у меня есть свое мнение, однако не буду судить о фильме только по сценарию. Скажу только, что важную часть оригинального «Робокопа» и «Вспомнить все» составляла ирония.
Мне нравятся «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». Особенно вторая часть очень хороша. Лучше, чем «Идентификация Борна». У второй и третьей частей есть этот небрежный стиль, прыгающая камера, монтаж очень резкий и энергичный. Сняты они так, как надо. Я бы сказал, они задали новый стандарт создания фильмов для всего мира. Я большой фанат. Вы знаете о «Крестовом походе»? Из всех моих нереализованных проектов об этом я жалею больше всего. Это был бы большой приключенческий исторический фильм в духе «Лоуренса Аравийского», но только с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Предполагалось, что он сыграет в нем крестоносца, который бы расправлялся с врагами при помощи огромной косы. Но фильм так и не был снят, поскольку компания Марио Кассара Carolco Pictures, которая должна была продюсировать картину, обанкротилась.
Мне очень нравится то, что делает Вуди Аллен. Я бы хотел снять «Энни Холл», в которой бы Вуди Аллена не было. (Смеется).