Карл Фацер: Люди либо любят лакрицу, либо ненавидят
СПочему вы решили начать свой бизнес в Петербурге?
Я думаю, что в основном это связано с историей нашей семьи (прадед Карла Фацера — Карл Фацер в 1884 году приехал в Санкт-Петербург учиться у кондитера-француза по фамилии Беррин на Малой Морской. — Прим. ред.). А в 90-х годах появилась реальная возможность что-то делать здесь, в России. Начинать в Петербурге финну, как вы понимаете, было логичнее всего.
ССложно было начинать производство в России?
Когда мы приехали в Россию, здесь уже многое было сделано благодаря усилиям Валерия Федоренко (бывший генеральный директор ОАО «Хлебный дом». — Прим. ред.). Он захотел наладить партнерство с иностранной компанией, а мы как раз рассматривали возможности выхода на российский рынок. Поэтому не могу сказать, что мы начинали с нуля.
СУчитываете ли вы местные традиции на разных рынках?
Вкусы и предпочтения, которые формируются у человека с детства, имеют большое значение для развития бакалейной индустрии в разных странах. Так, в Финляндии есть многое от российской хлебной культуры, но при этом есть и свои особенности: сейчас в западной части Финляндии больше популярен сладкий хлеб, а в восточной — кислый. В Швеции, например, мы должны были добавлять (особенно в 80-х годах) в хлеб сахар, потому что шведы любят сладкий хлеб. В противном случае они просто его не ели. Сегодня благодаря активному обсуждению здорового питания шведы отказываются от сладкого хлеба. В России — из-за того, что страна большая и в разных ее частях люди предпочитают разные вещи, — популярны и сладкие, и кислые хлеба. При этом в Петербурге, например, люди больше любят кислое, а в Москве — сладкое.
СС какими трудностями вы сталкиваетесь в России?
Есть трудности, связанные с системой государства, и есть трудности ментального характера. Мы, например, не всегда адекватно можем оценить, что происходит в политике и какое нас ждет будущее, и бизнес пока очень зависим от политических событий в стране. Также нужно отметить, что россияне очень быстрые. Во всем, что они делают, проявляется торопливость. И они очень умные, что помогает им стремительно развиваться.
СКакими качествами должны обладать работники кондитерской фабрики? Должны ли они любить сладкое?
Конечно же, нет. Ты не должен любить машины, чтобы работать на заводе по их производству. Шоколад — это то, с чем люди растут. Как правило, большинство людей любят шоколад. Мы в свою очередь даем им возможность пробовать, учиться тестировать, давать экспертную оценку. Потому что вкус можно развить. С хлебом ситуация такая же. Да, белый хлеб всегда остается белым. Но ты можешь пойти дальше, открыв для себя самые разнообразные оттенки его вкуса.
СА вы любите шоколад?
Безусловно. В детстве у меня было большое преимущество перед моими сверстниками: я всегда мог съесть столько конфет, сколько пожелаю.
СС какими сложностями вы сталкиваетесь в семейном бизнесе?
Разумеется, работать с родственниками тяжело, но я не вижу в этом особенной проблемы. 120 лет назад, когда только была основана компания, в ней работало более 80 человек. С тех пор эта цифра только повышалась. Соответственно, у нас есть семейный совет, и есть совет владельцев — и мы всегда работаем вместе. При этом не все члены семьи занимаются непосредственным ведением бизнеса, потому что в нашей семье принято считать, что компания будет здоровее и счастливее, если каждый будет заниматься тем, чем он хочет.
У каждого из нас свое хобби. Я, например, обожаю сельское хозяйство, считаю себя фермером. Причем очень счастливым, потому что знаю про это практически все: я представляю себе, что происходит с того самого момента, когда семя попадает в землю, и до тех пор, как из него вырастает хлеб, который в дальнейшем оказывается на магазинных прилавках. Это что-то, что не так много людей делает и знает.
СКакой продукт компании Fazer считается самым популярным в России?
Если мы говорим о шоколаде, то это Geisha. Среди наших хлебных продуктов здесь очень популярны «Краюшки» и хлеб «Бурже» Сейчас все большим спросом пользуются «Шведские хлебцы». А если брать во внимание более низкую ценовую категорию, то еще популярен хлеб «Геркулес».
СКак вы узнаете о том, что предпочитают люди? Проводите исследования?
Конечно. Но тут есть нюансы. Например, в Финляндии очень различаются показатели реального рынка и данные соцопроса. Если вы спросите женщин в продуктовом магазине, какой хлеб они предпочитают — белый или черный, больше половины из них ответят, что черный. Но когда вы посмотрите в их кассовые чеки, то увидите, что белый хлеб в разы популярнее. Это забавно. Такие факты показывают, что мы должны признаться себе в том, что мы люди, не всегда смотрящие в лицо реальности.
СУчитываете ли вы вкусовые привычки людей, когда начинаете бизнес в других странах?
Безусловно. Например, лакрица — один из тех продуктов, который четко разделяет людей на две группы. Они либо любят ее, либо ненавидят.
Так, россиянам вкус лакрицы напоминает лекарство, потому что в России ее не производили и она не является традиционным продуктом. А я не могу остановиться, когда начинаю ее есть. То, что лакрица где-то пойдет, а где-то нет, предсказать очень легко. Это очень финский, шведский, а также американский продукт, тогда как в Центральной Европе лакрица не так популярна.
Если говорить о вкусах российских покупателей, то, например, в Петербурге больше едят темный хлеб, тогда как в Москве популярен белый. Это объясняется тем, что Петербург граничит с Финляндией. В Москве исторически всегда ели белый хлеб, причем сейчас эта тенденция сохраняется за счет большого количества приезжих из южных республик.
СВы устраиваете на своих заводах экскурсии для детей и взрослых?
Гостей на шоколадной фабрике мы принимаем круглый год. Не могу сказать точно, но примерно мы принимаем порядка сотни тысяч. Правда, сейчас делаем это реже из-за множества правил безопасности. Раньше мы устраивали туры по фабрике, посетители могли все снимать на камеру, а самые жадные из них растаскивали шоколад по карманам, где он успешно таял. Сегодня у нас есть специальная площадка для гостей.
По хлебным заводам в России экскурсий у нас нет. Это связано с техникой безопасности. Мука легко воспламеняется и может стать причиной взрыва. К тому же в продукцию легко обронить какой-либо посторонний предмет. Поэтому мы не хотим рисковать своим качеством.
СВы верите в чудеса?
При всем моем сумасшествии, я реалист. В чудеса не верю. Но я верю, что каждый человек хозяин своей жизни и у него всегда есть выбор, как поступить и как оценивать, что с ним происходит. Поднимаясь утром с постели, можно думать: «Вот черт, как же я ненавижу все, что меня окружает». Но есть и другой вариант: «Да, я мог бы быть где-то, но я здесь. Это новый день, чтобы начать что-то делать». Только это меняет твою жизнь и ощущение качества жизни.
СЛюбите праздники?
Люблю, но в разумных пределах: я отношусь к такому типу людей, которые не могут сидеть без дела. В противном случае мой разум отключается.
Я не люблю праздновать Рождество. Предпочитаю встречать его спокойно. Большинство людей тщательно готовятся к нему, долго бегают по городу, выбирают подарки. Я это ненавижу. Все должно быть гораздо проще. Подарок нужно дарить в том случае, если ты нашел что-то подходящее для близкого тебе человека, а не тогда, когда есть повод. Нельзя дарить что-то, потому что ты должен это сделать. Отдавать нужно хорошие, важные вещи, которые после «спасибо» не отправятся в самый дальний угол.
Новый год — это что-то вроде нового старта. Возможность начать что-то отличное от того, что ты делал ранее. Тебя может увлечь новая бизнес-идея, либо ты отправишься в спортзал или начнешь играть в теннис. «Я буду тренироваться три раза в неделю» — наверное, такое обещание себе отчасти и есть вера в чудеса. Также это повод задать себе вопрос: «Вырос ли я с прошлого года? Вырос ли я с той поры, как пообещал себе принять какое-то важное решение?»
Ничего особенного в Новый год не происходит. Это еще одна возможность посидеть в кругу друзей, побыть собой.
СМожете вспомнить самый незабываемый Новый год или Рождество в своей жизни?
Я очень хорошо помню Рождество со своими бабушкой и дедушкой. Моя бабушка прекрасно играла на фортепиано. И она играла мне столько, сколько было нужно, чтобы я научился играть. Но когда ты ребенок, ты не понимаешь этого. И если вы спросите, то одно из моих самых больших разочарований в жизни связано с тем, что я никогда не находил время и не учился играть на фортепиано, что я не сидел рядом с бабушкой и не учился. Больше таких сильных впечатлений от праздников у меня не было.С