Лучшее за неделю
Павел Макеев
3 января 2013 г., 18:00

Алфавит, «Духless» и страсти по Солженицыну. Лучшее за год

Читать на сайте

Одной из самых громких премьер года стал фильм Романа Прыгунова по одноименному роману Сергея Минаева «Духless». Вадим Рутковский рассказал о первых впечатлениях от просмотра картины. По его мнению, это как раз тот случай, когда из посредственной литературы получилось хорошее кино.

Фильм «Хоббит» — полная противоположность «Духless», однако успех картин сопоставим. Егор Москвитин  попытался исследовать феномен «Хоббита», рассказав не только о картине, но и о трудностях создания, подготовки и продвижения подобных крупномасштабных кинопроектов в целом, а также о том, как сложно интерпретировать классику Толкиена на современном языке голливудских блокбастеров.

Еще одну значимую премьеру — фильм «Облачный атлас», продюсером которого выступил среди прочих Александр Роднянский, — разбирал по косточкам кинокритик Антон Сазонов. Он взял интервью у режиссеров картины Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски. Авторы фильма открылись с неожиданной стороны.

Вторжение представителей власти в область культуры всегда воспринимается болезненно, особенно когда решения о цензуре, выделении денег или перестановке кадров непрозрачны. Когда министр культуры Владимир Мединский вместе со своим замом Иваном Демидовым предложили срочно запретить тексты, которые по «недоразумению» до сих пор считались классикой, Вадим Рутковский составил список «запретной литературы».

В него попали «Ревизор» — за публичное оскорбление власти, «Преступление и наказание» — за пропаганду насилия и даже «Детство» Льва Толстого — за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Такой же обсуждаемой темой стал проект нового здания Государственного центра современного искусства на Бауманской, о котором рассказал директор ЦСК «Гараж» Антон Белов. Автор указал на ряд недочетов и пробелов в проекте, который в народе окрестили «Помпиду на Бауманской»; с ним согласились эксперты арт-рынка.

Пожалуй, одно из немногих событий в области культуры, которое было воспринято в обществе позитивно, — это кадровые перестановки в театре имени Ермоловой. Министр культуры правительства Москвы Сергей Капков назначил на пост художественного руководителя театра режиссера и актера Олега Меньшикова, и это было принято на ура.

В декабре театр открылся. Можно посмотреть, получилось ли сделать то, что обещал Меньшиков в интервью проекту «Сноб» в мае 2012 года. 

Каждый раз, когда заходит разговор о развитии искусства, дискуссия становится особенно острой. Андрей Макаревич размышлял о том, что сегодня искусство во всех своих проявлениях если не умерло, то замерло в нулевой точке и переживает период своеобразного перерождения. Слава Цукерман в ответ написал о границах искусства и о том, что они подчас сильно размыты и недоступны обывательскому пониманию.

Люди искусства в этом году не могли игнорировать политические события. Журналист Артур Соломонов поговорил с Лией Ахеджаковой о современной ситуации в России, об оппозиции и власти, о публике и толпе, о совести и морали. Тему продолжил музыкант Борис Гребенщиков, ответив на вопросы участников проекта в открытой дискуссии.

Рассуждение модератора блога «Наука» Алексея Алексенко об алфавите, в котором он предложил интеграцию кириллицы с латиницей, выбивается из общей канвы блога «Культура», однако тема вызвала бурную дискуссию.

А какие важные культурные события прошлого года запомнились вам?

Обсудить на сайте