Голые в интернете
Две недели назад человечество отпраздновало юбилей: тридцать лет интернету. Представить страшно: тридцать лет как существует новый мир, какого раньше не бывало. Его населяют люди, похожие на нас с вами, но все же не совсем такие же. Более раскованные, веселые, общительные и душевные. Непримиримые ко злу. Даже более талантливые зачастую. Прелесть что за люди. Мы-то с вами тоже прелесть что за люди, но это не так заметно почему-то.
Разницу между ними и нами может заметить каждый, с кем случалось то, что сейчас принято называть «развиртуализацией» — плюньте мне в глаза, если при этом вам не приходилось испытывать некоторого разочарования. Потому что вроде тот же самый человек сидит перед вами, хорошо знакомый по тредам и комментам — ан нет, не тот же. Ну, может после пары стаканов становится чуть более похож на себя сетевого, но все равно не совсем то.
Ну вот и настала пора психологам изучить эту таинственную популяцию обитателей сети. Одному из аспектов их поведения и посвящена работа ученых из университета Барселоны Анны Ломановской и Матье Гюиттона. А именно, исследовали они страсть к публичному обнажению, испытываемую людьми в сети. Причем обнажению в самом буквальном, физическом плане.
В обычной, несетевой реальности человека иногда может охватить желание погулять голым, и тому могут быть разные причины: жарко на улице, или он эксгибиционист-педофил, или сделал себе пирсинг в дурном месте и хочет похвастаться. Но есть и причины этого не делать: стыдно, неприлично, слишком холодно или вскочил где-то некрасивый прыщ. А в виртуальной реальности все это несущественно, важно лишь, хочется или не хочется.
И вот наши исследователи рассмотрели аудиторию популярной сетевой игры Second Life: там люди придумывают себе персонажа и живут его жизнью, взаимодействуя с другими людьми. Психологи проанализировали аватары персонажей (то есть тот облик, который игроки выбрали для себя в этой их «второй жизни»). Посмотрели всего на один фактор: какую часть кожных покровов наши виртуальные персонажи оставили открытой. Оказалось, что у персонажей-женщин (а минимум в 75% случаев персонажам-женщинам соответствуют игроки-женщины) степень наготы куда выше, чем у героев-мужчин. Вдвое, а если исключить лицо и руки, то втрое.
Ну, скажете вы, это просто влияние моды и социальных условностей «реала»: в конце концов, мужик ни за что не припрется на коктейль-вечеринку с открытой спиной, дабы продемонстрировать новую, исполненную мистического значения татуировку, а женщина сколько угодно. Чтобы исключить влияние культуры и моды, исследователи проанализировали особую выборку персонажей игры. Дело в том, что обычно игроки «Второй жизни» не занимаются какими-то особыми тематическими ролевыми играми, вроде хоббитов и эльфов, но там есть отдельные сообщества, посвятившие себя именно этому. В частности, есть огромное сообщество людей, играющих в «Звездные войны». Они, естественно, выбирают себе соответствующую одежку. Так вот, в фильме герои-женщины и герои-мужчины допускают примерно одинаковую степень обнажения тела (а именно, малую, порядка 3-5% кожи, исключая руки и лицо). Именно такая степень обнажения отмечена и у мужчин, играющих в «Звездные войны» в соответствующем анклаве «Второй жизни». А вот у женщин обнаженка доходит до 30%! То есть явно вопреки выбранным игровым ролям, вопреки принятой на себя «культурной традиции» девчонки во что бы то ни стало стараются содрать со своих аватаров все лишнее вплоть до исподнего.
Может, это потому, что девочки стараются выглядеть сексуальнее? Исследователи точно не уверены, но думают, что не в этом дело: на всякий случай они измерили (у тех же самых аватаров) пропорции частей тела, обычно связываемые с сексуальностью (то есть бедра-талия-грудь-попа и ширина мужских плеч). Оказалось, ни к какой особой сексуализации своего облика игроки не склонны. Девчонки раздеваются не потому, что распутны, а просто они так пытаются общаться. «Обнажение выполняет коммуникативную социальную функцию», выражаясь скучным языком научной статьи.
Интересная получается штука. В реальной жизни за тысячи лет развития человеческой цивилизации можно было заметить закономерность: тело мужчины в большинстве культур обнажается гораздо чаще, чем женское тело. Для охоты, для труда, для драки, для спорта. Одним словом, для удобства. Женское тело стыдливо закрыто. Но когда речь заходит о коммуникативной функции, все наоборот: мужчина надевает жилетку под фрак, несмотря на жару в помещении, а вот женщина обряжается в бальное платье, которого почти не видно, весь срам наружу. Такая же ситуация наблюдалась во всех сферах жизни, где коммуникативная функция превалировала, а соображения физического комфорта не принимались в рассмотрение: вот хоть на позднеренессансных фресках, где и так все полуголые, но женщины все же умудряются быть более голыми, чем мужчины.
И тут появляется новый, внефизический, виртуальный мир интернета, где, в общем-то, нет других функций у индивидуума, кроме коммуникативной, — и в нем тут же воспроизводится эта ситуация с наготой. Женщины раздеваются. Мужчины... не то чтобы нарочито одеваются, но им попросту все равно.
Какие выводы делают ученые? Осторожные. Изучение поведения людей в виртуальной реальности, говорят они, поможет лучше понять поведение людей в реальности обычной. Только представим себе, сколько нового мы о себе поймем, когда виртуальному миру исполнится не тридцать, а, например, сто тридцать лет.
Это мы сейчас рассмотрели ситуацию в оптимистическом, даже несколько восторженном ключе. А если чуть трезвее взглянуть... приходит на ум другая недавняя работа, на этот раз по зоологии. Праздные зоологи разгуливали по пражскому городскому рынку, где перед Рождеством в огромных аквариумах кишмя кишат предназначенные на продажу карпы. Ученые решили подсчитать, в какую сторону карпы чаще поворачиваются головами. Оказалось, вдоль линий магнитного поля земли! Впервые показано, что немигрирующая прудовая рыба, да к тому же рыба, которую буквально через сутки выпотрошат и зажарят, способна чувствовать магнитное поле!
Что общего у этих двух исследований? Во-первых, как много информации умеют извлекать вдумчивые исследователи из совершенно праздных, казалось бы, наблюдений, будь то аватары в глупой игре или рыбы в рыночных аквариумах. Ну и во-вторых. Такую важную деталь из жизни карпов удалось подметить только в ситуации для самих карпов не слишком благоприятной. Не понадобится им больше их волшебная способность чувствовать магнитное поле — набьют им в брюхо петрушку и подадут на стол. И вот эта коммуникативная функция людей в сети — про нее тоже не очень понятно, на кой черт она им теперь нужна. Тратить свою единственную жизнь на глупейшую игру Second Life — ну о чем с ними после этого прикажете общаться? И кому теперь могут быть интересны их повадки? Обнажайтесь или прикрывайтесь как хотите — публике уже не интересно. Кроме разве что пары-тройки чудаков-исследователей.