Лучшее за неделю
Дмитрий* Губин
7 февраля 2013 г., 10:41

Как мы сдвинемся по фазе

Читать на сайте

Хиханьки насчет конца света возникают по причине терминологических расхождений. Курцвейл или Панов используют «фазовый переход». Мир за прошлый век повидал несколько концов света, то есть фазовых переходов, скачкообразных изменений путей развития. Например, конец конной тяги — это транспортный фазовый переход. Многократно описано, что век назад казалось, что конец примет другой вид, и города просто утонут в конском навозе; адепты же самодвижущихся экипажей высмеивались на том основании, что воздух на скорости будет разрывать легкие ездоков… И ничего, старого света нет, а новый существует, хоть и задыхается от выхлопов в пробках.

Или конец века космонавтики как идеи космической колонизации с его фантастическими скоростями: 1957 — спутник, 1961 — Гагарин, 1969 — человек на Луне… И все, дальше тупик и фазовый сдвиг: вместо колонизации — спутниковые навигация, разведка, метеорология, передача данных, ТВ.

Фазовые переходы неизбежно происходят, когда стремительное, с ускорением, развитие, описываемое геометрической прогрессией, упирается в сингулярность — в точку, из которой график должен рвануть вверх, что невозможно. Невозможно бесконечное удвоение транзисторов на миллиметр микросхемы за два года, как это описывает закон Мура (кстати, Реймонд Курцвейл утверждает, что скорость, зафиксированная Муром, уже преодолена). Невозможен бесконечный рост населения Земли (Мальтус рисовал его в виде экспоненты, сегодня график роста имеет вид гиперболы, но Сергей Капица предсказывал резкий обрыв, остановку на уровне 10-12 миллиардов). Невозможно бесконечное развитие производства за счет роста потребления, потому что три пылесоса в квартиру убедить купить трудно.

Более того, если взять основные фазовые переходы в мировой истории, то есть рубежи эпох, от палеолита до пара, электричества и электроники, то окажется, что смена эпох учащается (по Панову, с коэффициентом порядка 2,67) и скоро тоже упрется в тупик. Кибернетик Хейнц фон Ферстер считал годом тупика 2026-й, астрофизик Иосиф Шкловский — 2030-й, экономист Грэм Снукс и Александр Панов чуть более осторожно говорят о «первой половине XXI века» (в общем, муссировавшееся «21 декабря 2012 года» было недалеко).

И тут возникает важный вопрос (коль уж мы не в силах ни избежать конца света, ни дать точную дату): а по каким законам происходят концы света?

Ответ на этот вопрос, как ни странно, есть.

Первое: в результате скачков новый лидер эволюции не возникает ниоткуда. Он существует и до этого, но на вторых-третьих ролях. Млекопитающие, сменившие вымерших динозавров, существовали и при динозаврах, просто воспринимались как мелочь пузатая. Электродвигатель был придуман задолго до вытеснения конки трамваем, а принцип реактивной тяги использовался еще в средневековом Китае для фейерверков. И даже Иисус не спустился в одночасье с небес, а успел пожить 33 года. А потом случился кризис идеологии, последовал фазовый переход, и то, что говорил склонный к экстравагантным поступкам чудак, окруженный 12 учениками плюс женщиной с сомнительной биографией, перекроило историю.

Александр Панов этот принципиальный момент называет «фактором избыточного многообразия» (кстати, в древней Иудее уж кого-кого, а пророков и проповедников хватало; точно так же потом в христианстве хватало ересей — некоторым удалось повлиять на историю в революцию Реформации). Значение фактора избыточного многообразия может оценить любой генетик, биолог, да и просто любознательный человек, знакомый с эволюционной теорией. Достигая предела, сингулярности, невозможности эксплуатировать прежний механизм выживания и развития, жизнь должна иметь достаточно альтернативного материала, какими бы вздорными эти альтернативы ни казались. Если альтернативы убрать, велик риск исчезнуть и самой жизни (это неплохо описывает на примере погибших цивилизаций, включая цивилизацию острова Пасхи, Джаред Даймонд в книге «Коллапс»).

Ревнители веры, борцы за чистоту (идеологии, крови, языка, сексуальной жизни — неважно), упертые моралисты, грозящие концом света отступникам, — они как раз и делают все, чтобы конец старого света не стал началом нового.

Вторая же особенность конца света описана так называемым «законом Седова» (по имени философа Евгения Седова), или «законом иерархических компенсаций». И этот закон невероятно для всех утешителен. Когда происходит фазовый сдвиг, как правило, прежний лидер эволюции не исчезает, но отправляется в запас. Лошади ведь не исчезли из нашей жизни, но превратились в забаву, в спорт (а в Казахстане — еще и в сырье для кухни). Христианство не уничтожило иудаизм, лишь подвинуло в ряду мировых религий. Компьютер не отменил бумажную книгу, но на какую полку переставил — это мы скоро узнаем, потому что конец книгопечатной индустрии (а также индустрии бумажной прессы) наступает на наших глазах.

Подытоживаю: конец нынешнего света, несомненно, наступит, и довольно многие, читающие этот текст, до него доживут. Более того: они, вероятно, будут жить и при начале нового света.

Бояться же нужно не конца света, фазового сдвига, революции, называйте как хотите (потому что эволюция — это вовсе не плавное, последовательное развитие, а скорее последовательность революций, между которыми расположены графики ускоряющихся развитий), а слепцов, не желающих видеть его законов. Конец света в виде настоящего конца — это фазовый переход, зашедший в никуда. Крупнейшее потрясение в российской истории ХХ века, большевистский переворот осени 1917 года, приведший страну в 70-летнюю волчью яму, был так чудовищен вследствие того, что старый режим, предчувствуя смерть, яростно изничтожал все политические альтернативы, — и это настолько очевидно, что спустя сто лет стыдно эту очевидность повторять.

Ну, а теперь одна история — не столько о конце, сколько о начале света. Специально для религиозных людей, чувствительных к мистическим материям.

На православную Пасху в Иерусалиме в храме Гроба Господня на молящихся, как известно, чудесно снисходит благодатный огонь. В тот день в храме можно встретить много кого: от главы РЖД Якунина до молодых православных арабов, которые (в отличие от Якунина) ведут себя крайне буйно — поют, орут, пляшут, бьют в барабаны и вообще выражают любовь к Иисусу таким образом, что у Владимира Якунина это должно вызывать оторопь, а у российской прокуратуры — зудящее желание влепить «двушечку» за кощунство. И видимо, не только у прокуратуры, потому что несколько лет назад буйных арабов на Пасху в храм не пустили. И что бы вы думали? Огонь и не подумал зажечься. И не зажигался до тех пор, пока буйным не разрешили их прославляющее бога буйство. О чем мне недавно поведала иерусалимская православная монахиня мать Ефросинья, весьма интересная женщина с судьбой, повторяющей некоторыми точками судьбу Магдалины.

Я же в благодарность за информацию о факторе избыточного многообразия поведал матушке Ефросинье давно занимавшую меня мысль о третьей особенности фазовых переходов. Эти переходы не детерминированы на сто процентов. На самом гребне всегда имеются точки полифуркации, неустойчивого равновесия, как у шарика для пинг-понга, поставленного на острие игры. И куда покатится шарик (включая земной), порою зависит от усилий одного человека.

Вот почему я про это все и написал.

Обсудить на сайте