Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
1 марта 2013 г., 10:00

6 первых арт-хитов весны: суды, призрак Мэрилин, Хичкок в 3D

Самые интересные события начала марта творят параллельную нашей реальность, в которой у Pussy Riot есть шанс на оправдательный приговор, документальное кино оказывается более востребованным, чем какой-нибудь «Крепкий орешек», а хичкоковская нетленка обретает третье измерение
Читать на сайте

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

1–3 марта

Оригинальный способ провести выходные под судом без риска оказаться за решеткой. «Московские процессы» — интригующее «междисциплинарное» событие, на грани документального театра и политической акции, реальности и фантастики, перформанса и социально-терапевтического сеанса. По инициативе швейцарского режиссера Мило Рау в выставочном зале Сахаровского центра реконструируют три скандальных судебных процесса, в которые были вовлечены художники, рискнувшие покуситься на включенный в список опасных препаратов опиум для народа — религию. Результаты всех трех слушаний — по делу о выставках «Осторожно, религия», «Запретное искусство» и акции Pussy Riot — не в пользу артистов. Исход новых судов может отличаться в лучшую сторону: ведущим экспертом защиты выступает Екатерина Деготь, судьей — Ольга Шакина, обвинительной секцией заправляет Максим Шевченко, среди экспертов и свидетелей — Марат Гельман, Глеб Якунин, Дмитрий Гутов, Петр Верзилов.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

1–3 марта

Фото: AFP/East News

Этекс — это французский комик: божий клоун и великий режиссер, некогда ассистент Жака Тати, автор, в частности, шедевров «Йо-йо» (после которого явно переоцененный «Артист» не покажется таким уж свежим и необычным) и «Большая любовь». Недавно отреставрированная версия последней открывает московский мини-фестиваль, на который приезжает сам Этекс — ему 84 года, но что такое возраст? Так, смех.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

со 2 марта

Кадр из фильма «Мэрилин»

Первая в России персоналка французского режиссера и медиаартиста, имя которого может быть знакомо даже тем, кто всякому современному искусству предпочитает старый добрый футбол: в 2006-м Паррено вместе с британским видеохудожником Дугласом Гордоном сделали фильм о Зинедине Зидане. В центре гаражной выставки — свежая, 2012 года, работа «Мэрилин», снятая будто бы глазами белокурой Венеры Монро. И озвученная ее голосом — Паррено, использовавший новые технологии, смог вернуть Мэрилин Монро с того света.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

2–4 марта

Кадр из фильма «Положение среди звезд»

В России документальное кино часто вызывает настороженность и немотивированную неприязнь — чего далеко ходить за примерами, достаточно посмотреть комментарии к фильму «Пианизм», онлайн-премьера которого состоялась в рамках нашего спецпроекта «Кино на "Снобе"». И это на фоне тотальной безграмотности — даже в начале1990-х, когда средний уровень интереса к искусству был гораздо выше сегодняшнего (плюс существовало более-менее единое информационное пространство), устроенный ОРТ (тогдашним первым каналом) блиц-опрос москвичей показал, что имя гениального Дзиги Вертова никому ничего не говорит. Делу образования и повышения зрительской толерантности к экспериментам в неигровой сфере служит экспресс-визит Амстердамского фестиваля документального кино IDFA в Москву. Это — объективно, по числу зрителей, резонансу и развитости рынка — самый важный докфест мира. Часть его московской программы составляет отечественная классика — фильм Виктора Косаковского «Беловы», часть — премьеры свежих хитов «Положение среди звезд» («совершенно выдающийся фильм, дающий возможность без нарочитого драматизма, с акцентом на смешное, а не на трагическое, взглянуть на недоступную и недостижимую реальность». — Кирилл Сорокин, куратор Beat Film Festival и «Не в то время, не в том месте». Особняком — спецпроект Kids&Docs, посвященный исключительно голландской документалистике, неравнодушной к детям и подросткам.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

3, 10, 17 марта и в ночь с 23 на 24 марта

Кадр из фильма «В случае убийства набирайте "М"»

1987-й год. Со дня смерти Альфреда Хичкока прошло семь лет. Молодежная редакция весьма передового на тот момент журнала «Советский экран» негодует по поводу отсутствия в прогрессивных перестроечных кинотеатрах популярной зарубежной классики — в частности, «Желтой подводной лодки» и хичкоковских шедевров. Как это ни смешно, но и спустя 32 года после смерти Хича ни один из его фильмов не добрался до российских экранов. Так что гений саспенса, популяризованный недавним голливудским байопиком, у нас по-прежнему «не тот человек», для многих, очень многих — загадка: много слышали, но мало видели. Потому настоящая сенсация — «пионерский» показ отреставрированных версий трех великих триллеров. 3-го — триллер шпионский, «На север через северо-запад», именно к его клонированию завороженные финансовым успехом продюсеры склоняли Хичкока, увлекшегося пугающим и непредсказуемым проектом «Психо». 17-го — триллер психопатологический, тот самый великий и ужасный «Психо». Самый же необычный вечер — 10-е марта, когда триллер детективный — «В случае убийства набирайте «М» — покажут в 3D-версии. Только это не произвол, вроде окрашивания «17 мгновений весны» в семь цветов радуги, а восстановление справедливости: фильм был снят в стереоскопическом формате, но из-за кризиса этой технологии почти не показывался в своей оригинальной многомерности.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

6–7 марта

Кадр из фильма «Я свободен»

Спектакль петербургского «Театра post» привозит в Москву «Золотая маска». Его автор — Дмитрий Волкострелов, режиссер, способный привести в восторг и бешенство (иногда — оба состояния сразу). В любом случае, если хотите быть в курсе того, что такое актуальный театр 10-х годов XXI века, Волкострелова надо знать. «Я свободен» — один из самых радикальных его проектов, часовой спектакль, состоящий из 535 фотографий и 13 подписей к ним.

Обсудить на сайте