Мультфильм о лучшей жизни «Пишто уезжает»
Софья Кендель — 26-летняя выпускница школы-студии ШАР по специальности «режиссер анимационного кино» и обладательница диплома Оренбургского государственного университета, где она в течение шести лет обучалась графическому дизайну. Сама она так рассказывает о своем образовании: «Еще до первого университета я прослышала от старинного папиного друга, одного из основателей ШАРа, про существование этой школы. Но сначала выучилась на дизайнера, поработала в Москве годик на небольшом мультфильме, огляделась, прониклась и пошла поступать». Ее дипломный анимационный фильм, а также пока единственная работа — короткометражка «Пишто уезжает», главный герой которой — странное существо, отдаленно напоминающее кота, живущее в глубокой деревне и желающее оттуда выбраться. Это очень трогательная картина о том, как научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Дебют Кендель побывал на фестивалях от Суздаля (приз Гильдии киноведов и кинокритиков, приз за лучший студенческий фильм, 3-е место в профессиональном рейтинге зрительских симпатий) до КРОКа (диплом «За понимание того, что не нужно далеко путешествовать, чтобы найти себе друга»), получил «Белого слона» Гильдии киноведов и кинокритиков за лучший анимационный фильм 2012 года, а в скором времени отправится на Нью-Йоркский кинофестиваль и фестиваль Trickywomen в Австрии.
О невозможном. «Пишто уезжает» — мой первый фильм. Я сама точно не представляла, во что ввязываюсь, а когда поняла, было уже поздно. Анимационные программы пришлось осваивать по ходу производства. Выбранный мною стиль движения оказался страшно трудоемким. Сидеть над этим приходилось с утра до вечера. Аниматоры не понимали, что я от них хочу, и обижались (а со своим перфекционизмом и неопытностью я хотела от них почти невозможного), так что быстрее оказалось делать все самой. Я сидела, извела всех окружающих, похудела и разучилась отдыхать. Так прошло два года.
О корнях. История выросла из деревни, где я прожила до 14 лет. Это село Ташла Тюльганского района Оренбургской области. Очень живописное место — на границе степи и леса, в предгорье Южного Урала. С каждого холма открывается свой вид (да, пейзаж в духе Брейгеля в фильме воссоздан осознанно, я очень люблю его работы), а зимой наметает столько снега, что можно ходить через заборы пешком. Среди местных — много интересных типажей. «Чистосердечная угрюмость», как выражается моя мама. Фильм, кстати, посвящен ей: она, как и Пишто, порывалась уехать оттуда. И, как и Пишто, осталась. Живет одна, пишет картины, катается на горных лыжах — у нас рядом недавно обустроили склон.
О герое. Пишто — не совсем кот. Я даже затрудняюсь сказать, кто он. Думаю, что он — человек, притворяющийся котом. Насчет того, что остальные — люди, я бы тоже посомневалась. В конце концов, они все живут безвылазно в глухой деревне, а от этого можно немножко одичать. Действие фильма происходит в наше время, но это абсолютно неважно.
О глазах на лбу. Фильм сделан в технике «перекладки» — персонаж рисуется в нескольких ракурсах, разрезается на отдельные части, и их уже можно покадрово перемещать. В моем случае — в компьютере. Техника позволяет рисовать персонажа со сколь угодно богатой фактурой: его не надо будет каждый раз рисовать заново и закрашивать, как в рисованной анимации. К тому же нет риска, что из-за постоянного перерисовывания персонаж «поплывет». Технику перекладки я себе усложнила тем, что старалась максимально избегать «компьютерности». То есть не давала компьютеру механически фазовать движение между ключевыми кадрами. Для этого пришлось каждый второй кадр делать ключевым (а иногда и все). А в секунде — 25 кадров. А чтобы персонаж прожил секунду, нужно подвинуть его как минимум 12 раз, держа при этом в голове все его движения до конца сцены. От такой сосредоточенности с непривычки глаза лезут на лоб и к концу дня заметно стекленеют.
О страшном. Планы — делать кино дальше. Анимация — страшное дело, назад никто не возвращался. Есть задумки еще нескольких фильмов про Пишто, а также идея сериала о его юных годах. В молодости, кстати, Пишто был изрядным прохвостом. Полный метр — хорошее дело. Но пока не замахнулась бы. Впрочем, поживем — увидим.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.