Вадим Рутковский: 8 событий «Золотой маски», которые нельзя пропустить
1. «Марево» Провмызы
19 марта в Центре им. Вс. Мейерхольда
Опера, поставленная дуэтом выдающихся видеохудожников Галины Мызниковой и Сергея Проворова, в Арсенале нижегородского Кремля для Центра современного искусства. Удивительная работа, похожая на трехмерное кинопроизведение, участвует во внеконкурсной «Маске плюс»: фестиваль проявил неожиданный консерватизм, не включив новаторское «Марево» в официальные номинации.
2. «Гедда Габлер» Камы Гинкаса
20–21 марта в МТЮЗе
Ибсен на сцене Александринского театра — одна из лучших постановок Камы Гинкаса за последние пять лет, своего рода, новый прорыв режиссера, уже после которого он сделал в ТЮЗе мощнейший «Ноктюрн». Нервная, взрывная, сексапильная «Гедда Габлер» претендует на «Маску» в номинации «Драматический спектакль большой формы». Исполнительница заглавной роли Мария Луговая выдвинута в номинации «Лучшая женская роль» — мы болеем за нее.
3. «Вещь Штифтера» Хайнера Геббельса
22–24 марта в театре «Школа драматического искусства»
Одна из традиций фестиваля «Золотая маска» — российские гастроли легендарных зарубежных спектаклей. В этом году — «Вещи Штифтера» швейцарского театра «Види-Лозанн», где работает Хайнер Геббельс, режиссер-алхимик, режиссер-художник, избегающий привычных театральных текстов и приемов. «Вещь Штифтера» лишена даже актеров и похожа на тотальную, завораживающую инсталляцию с участием пяти разобранных пианино, трех резервуаров с водой и реактивов.
4. «Дядя Ваня» Андрея Жолдака
27–28 марта в Центре им. Вс. Мейерхольда
Чехова неистовый украинский визионер поставил в хельсинкском театре Klockrike — с неожиданной для себя сдержанностью, Но магма, кипящая внутри прекрасной Кристы Косонен (в Турку она играла заглавную роль в жолдаковской «Анне Карениной»), переливается за пределы скрипучей деревянной декорации. Один из главных хитов внеконкурсной секции «Маски».
5. «Солдат» Дмитрия Волкострелова
31 марта — 1 апреля в «Театре.doc»
Самый очевидный претендент на победу в номинации «Новация» — семиминутный спектакль Дмитрия Волкострелова с Павлом Чинаревым в главной роли. По пьесе Павла Пряжко, состоящей всего из двух предложений.
6. «Злая девушка» Дмитрия Волкострелова
4 апреля в школе Photoplay
В Петербурге «Злую девушку» играют на Малой сцене ТЮЗа — художник Ксения Перетрухина гениально преобразила просторную белую студию в микрокосмос современного молодого человека. Площадку для «Злой девушки» в Москве нашли не сразу — ею в итоге оказался зал Newton галереи в Хохловском переулке, пространство совсем не театральное. Впрочем, Волкострелов, руководящий театром под названием post, также далек от традиционного театра.
7. «Алые паруса» Нины Чусовой
6 апреля в Детском музыкальном театре им. Н. Сац
Мюзикл молодежного театра «Глобус» из Новосибирска приезжает в Москву в качестве номинанта «Золотой маски». Среди его соперников — еще одни «Алые паруса», из Перми. Версия Чусовой, на наш взгляд, симпатичнее: баланс между ностальгией и дуракавалянием точен.
8. «Дураки на периферии» Михаила Бычкова
10–11 апреля в «Студии театрального искусства»
Спектакль лучшего нестоличного театра — Воронежского камерного — по комедии Андрея Платонова приезжает на «Золотую маску», претендуя на победу в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы». Сценография, вдохновленная работами Ротко, составляет тревожный контраст с лирико-революционным фарсом.