Лучшее за неделю
Антон Сазонов
30 марта 2013 г., 12:00

Кино на «Снобе»: люди и монстры в комедии «Новые приключения Коня-людоеда»

Спецпроект, посвященный лучшим фильмам молодых режиссеров, продолжает комическая фантазия Михаила Шаповалова — о том, что творится в городских джунглях Москвы 
Читать на сайте

До того как поступить во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа, 26-летний Михаил Шаповалов отучился на специалиста по рекламе в Ярославском ГПУ им. К. Д. Ушинского. О своих работах во ВГИКе Михаил отзывается довольно критически: «Снял один посредственный мультфильм, один чуть менее посредственный музыкальный клип, три короткометражки, лишь одна из которых заслуживает хоть какого-то внимания, один научно-популярный фильм, но, скорее, телевизионного образца. Преподаватели отмечают проделанную работу, но, как и я, видят всё, что не удалось». Тем не менее Шаповалов  едва ли не единственный режиссер своего поколения, который умеет органично использовать спецэффекты. В этом можно убедиться хотя бы по его шуточной, как называет ее сам режиссер, работе «Новые приключения Коня-людоеда», рассказывающей о зарождении в московском спальном районе первого отечественного супергероя. Также Коня-людоеда можно увидеть в клипе Михаила на одноименную песню группы «Кирпичи».

This browser does not support the video element.

О горизонтах. Пошел во ВГИК изначально, чтобы научиться снимать. Хотел заниматься рекламой. С детства меня что-то в этом привлекало. Сейчас, конечно, когда горизонты несколько расширились, я уже задумываюсь и о чем-то большем. Но изначально все было связано именно с ней.

Об опыте. Первое образование, так или иначе, перед поступлением во ВГИК быть должно. В этом я не сомневаюсь. Особенно, глядя на пример людей, которые поступили во ВГИК сразу после школы. Но даже мне кажется, что я пошел учиться этому рано, ведь режиссура —  вещь серьезная, тут важен жизненный опыт, мировоззрение и прочие вещи, которые получаешь с возрастом. У нас же многих набрали после школы и, как мне кажется, очень зря.

Об учителе. Мой лучший преподаватель — Олег Добрынин. Несмотря на то что сам он не является каким-то крупным режиссером и занимается, заметьте, исключительно рекламой, сам по себе чудесный педагог. Он буквально вместе с нами проходит все теоретические и практические моменты мастерства, и видно, что ему это доставляет не меньшее удовольствие, чем нам, студентам.

О выборе. Идея этой истории пришла не мне, а моему другу Алексею Белякову, с которым мы его и снимали. Мы сначала пять лет отучились в Ярославле, а потом перебрались сюда. Нас многое объединяет. Хотели пошутить. Изначально у фильма было три финала. Возникли они из глупости, царящей на нашем факультете. Нам дали задание сделать интерактив, но преподаватели сами не понимали, что это значит. И вот за счет трех разных концовок, которые можно было выбрать, мы и вышли из этого положения.

О коллективизме. Идей у меня всегда полно. И все, что касается подобных интерактивных штук, меня всегда прельщало. Другое дело, что в одиночку я этого ни организовать, ни снять не смогу. Ограничение я испытываю в нервах и прочих человеческих ресурсах. У меня с этим, по крайней мере, проблема. А вот с идеями — нет. Я хоть сейчас готов был бы накатать пару-тройку сценариев.

О кризисе. Что касается сторонних сценаристов — тут беда. Во ВГИКе, по крайней мере, уж точно. Весь сценарный факультет — все, кого я знаю, по крайней мере, — осознает, что факультет стоящих специалистов не выдает. В то же время каждый из них старается что-то делать. И это похвально. Беда лишь в том, что ни у кого ничего не выходит. Я еще не видел, чтобы вгиковский режиссер особо удачно сотрудничал с вгиковским сценаристом. Зачастую режиссеры пишут сценарии лучше.

О терниях. Сложности во время съемок испытывал банальные. Бюджет — ноль рублей, снимали при высокой минусовой температуре. Все съемки проходили в окрестностях общежития ВГИКа. Музыку отбирали самую любимую. С техническими моментами сложностей как раз не было. Все спецэффекты делались вручную, на компьютере, дома. На этом фильме спецэффектами занимался не я, а наш новый знакомый Сергей Васильев, который по этому делу как раз специализируется. Я тоже могу, но опять же, как нас учил Карл Маркс, кооперация и разделение труда гораздо удобнее.

О «черном фильме». Диплом у меня будет в стиле нуар. История вроде Ромео и Джульетты, только в большом сером городе. И погибает лишь один из героев. К нуару я решил вернуться (Михаил Шаповалов прибегал к этому жанру в одной из своих курсовых работ во ВГИКе. — Прим. ред.), потому что история оказалась такой, что подходит именно под этот жанр. Плюс ко всему эта стилистика нарочито искусственная. А ведь слово «искусственная» происходит от «искусство», разве не так? Вообще, изначально, хотел на диплом взять что-то более забавное, но тут как раз навалился кризис идей, с которыми вроде и все в порядке, но среди тех, что есть, ни одной забавной не нашлось.

Другие фильмы проекта

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru

Обсудить на сайте