Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
26 апреля 2013 г., 12:51

Вадим Рутковский:  Детские болезни в «Движении». Второй день Омского кинофестиваля

Молодые авторы из конкурса фестиваля в Омске эксплуатируют детей и животных. Исключительно искусства ради 
Читать на сайте
Кадр из фильма «Денис Давыдов Trip»

Первый конкурсант — неигровой фильм Антона Серегина и Ксандры Колесник «Денис Давыдов Trip», сознательно грубо снятая и смонтированная хроника одного дня русской провинции. В Ульяновской области, на родине Дениса Давыдова, празднуют его очередной — 228-й — день рождения. Празднуют от души — театрализованными постановками боев 1812 года, романсами про франтов минувших лет, песнями в три притопа про красивых гусаров и обильными семейными обедами: рыба-мясо, рыба-мясо. Программный директор «Движения» Стас Тыркин выбрал фильм студентов Марины Разбежкиной для старта конкурса из-за легкой провокационности «Трипа»: колоритная сама по себе среда запечатлена смачно и подробно (даже чересчур — хронометраж в 69 минут кажется перебором) удивленными, зачарованными и немного испуганными глазами горожан, оказавшихся за тридевять земель от родного тихого дома, в мире витальных варваров. Здесь даже интеллигенция не такая анемичная, как в столицах: авторы фильма хладнокровно фиксируют, как герои — хранители светлых традиций, поддерживающие живительный огонь в очаге культуры (это я стараюсь говорить сообразно замечательным персонажам), — режут козленка, чтобы съесть его мясо за веселым семейным столом, не забыв бросить с щедрого стола куски домашним кошкам и собаке. Возможно, из-за этой иногда брезгливой завороженности почти инопланетной фактурой, возможно, из осознанного нежелания давать личный комментарий происходящему, молодые авторы останавливаются в своем путешествии на полпути. Это отличный видеодокумент без сформулированной авторской позиции; режиссерский дуэт выступил наблюдателями, никак, даже на этапе постпродакшн, не вторгающимися в течение жизни других гуманоидных форм.

Кадр из фильма «Линара»

Такой метод снижает эмоциональный эффект фильма, но все же тоньше, чем тот метод, которым пользуется режиссер «Линара», второго документального фильма в конкурсе. Настя Тарасова следует за маленьким героем, уфимским мальчиком с искусственным сердцем, ждущим трансплантации сердца донорского, в Бергамо (в России детская трансплантология под запретом). История изначально душераздирающая, но я чуть не захлебнулся в хлынувшей с экрана сели сентиментального умиления. Видимо, опасаясь за недостаток пафоса в кадре (сопровождающий Линара доктор Марсель добродушен, спокоен и к драматизации событий, как всякий нормальный доктор, не склонен, еще меньше пафоса у клоунов, развлекающих ребенка, буквально прикованного к стимуляционному аппарату, или итальянских ровесниц Линара из детской благотворительной организации), режиссер злоупотребляет патетической музыкой — тут и здоровое сердце разорвется.

Кадр из фильма «Маруся»

Мне ближе сдержанная, но чувственная интонация Евы Перволовичи, румынского режиссера, чей фильм «Маруся» снят на русском языке в Париже с Динарой Друкаровой и маленькой Мари-Изабель Штейнман в главных ролях. Причем Мари-Изабель играет саму себя — реальную кроху-скиталицу, перебирающуюся вместе с непутевой матерью из ночлежки в ночлежку. Но ничего общего, скажем, с фильмом Аньес Варда «Без крова и вне закона» у Перволовичи нет; ближайший аналог ее фильма — шедевр Тицци Кови и Райнера Фриммеля «Малышка», La Pivellina, только у нас его, увы, мало кто видел (хотя могли: Петр Шепотинник привозил его на ММКФ). В общем, у Перволовичи есть схожее ощущение сиротства как блаженства (сиротства в глобальном смысле как абсолютной свободы, ненужности ни Богу, ни людям), есть поэтизация быта, радость простых вещей. Но есть и киноманские штучки: мужчин, дающих героине Друкаровой временный приют и тепло, играют гениальный режиссер-странник Шарунас Бартас, младший брат другого маргинального гения, Гелы Баблуани, Георгий Баблуани и альтер эго Лео Каракса Дени Лаван.

Кадр из фильма «Звено»

Без детской темы не обошелся и хоррор Романа Романовского «Звено», миксующий вечный пионерлагерный фольклор с реальными историческими страшилками. Но визуальный стиль «Звена» на мой вкус слишком близок к усредненным стандартам би-муви и телекино. Сериалы портят зрение — еще одна детская болезнь?

 

Читайте по теме:

Вадим Рутковский: Иди и снимай. Омский кинофестиваль дебютов открыт

Обсудить на сайте