Илья Кухаренко: Голосовой поиск
По мере «старения» и облагораживания отечественных денег поход в оперу все чаще становится почти обязательным номером программы отдыхающих. Но далеко не все новообращенные поклонники старинного жанра чувствуют себя уверенно в храмах высокого академического искусства. Им и предназначен этот краткий гид по оперным фестивалям лета 2013-го.
Европейская география оперных фестивалей весьма обширна, и куда бы вы ни собрались поехать отдыхать, неподалеку непременно окажется подходящая оперная площадка. Условно можно выделить три главные зоны – Альпы, Италию и Прованс с центрами в Оранже, Экс-ан-Провансе, Вероне, Брегенце и Зальцбурге.
У фестивалей есть своя табель о рангах. В самом ее низу находится Арена ди Верона – некогда дорогое и масштабное оперное событие в знаменитом римском амфитеатре с поразительной акустикой, ныне представляет собой массовый туристический аттракцион, в котором редко соглашаются участвовать мировые звезды. Самый снобский и недоступный в этом списке баварский Байройт – цитадель вагнерианства, где билетов приходится иной раз ждать по девять лет, чтобы на входе вас смерили презрительным взглядом, если вы не в смокинге или вечернем платье. Большинство фестивалей имеет свою концепцию. Некоторые из них принципиально монографичны: в Байройте вас ожидает только Вагнер, в Пезаро – только Россини. А вот Зальцбург уже давно отошел от своей моцартовской основы и предлагает самые разные культурные соусы. Еще более свободны в своих концепциях Брегенц и Экс-ан-Прованс, а ежегодный фестиваль Баварской оперы в Мюнхене, по сути, отчет сезона с двумя-тремя новыми премьерами и обширной концертной программой.
Один из самых ярких примеров новой фестивальной концепционности – это работа Чечилии Бартоли, знаменитой дивы (колоратурное меццо-сопрано), которая вот уже второй год подряд сотрудничает с Зальцбургским фестивалем. В прошлом году все вертелось вокруг ее Клеопатры, а этим летом она представит публике свою революционную трактовку «Нормы» Беллини.
Те, кто бывал в европейских оперных домах, вероятно, отметили, сколь неряшлива в большинстве своем собирающаяся там публика театров. Берлин или Штутгарт скорее напоминают зал ожидания на вокзале. А прижимистые парижане, не стесняясь золота и бархата Opéra Garnier, запихивают манто под кресла, чтобы не платить один евро в гардеробе. На фестивалях все иначе. Самый строгий дресс-код в упомянутом Байройте, где обязательным считается black tie. Исключение составляет национальный баварский наряд. Никого не удивят шелка и бриллианты в Мюнхене или в первых рядах зальцбургского Festspielhaus. Но и на кроссовки и рюкзак за плечом тоже никто косо не посмотрит.
Если вам предстоит вечер на открытом воздухе в Оранже, Пале д’Аршевеш в Эксе, озерной сцене в Брегенце или в Арене ди Верона, плечи лучше не открывать, а еще прихватить с собой теплый палантин или пончо: альпийский вечерний бриз – коварная штука. Духам имеет смысл предпочесть качественные репелленты, иначе аплодировать вы будете в основном комарам. Помните также, что в Байройте часовой антракт, в течение которого публика в любую погоду фланирует под открытым небом.
Чем южнее расположен фестивальный город, тем больше у вас шансов отправиться поужинать после длинной оперы. В Австрии и Германии это придется делать либо до спектакля, либо во время «длинного антракта» (заказав желаемые сытные закуски перед началом в буфете). Либо удовлетвориться уличными ларьками с сосисками и пивом (что совсем не зазорно, поскольку впереди вас в очереди будут сиять жемчуга и шелестеть шелка).
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Программа богата премьерами на любой вкус. В изящном «Луции Сулле» Моцарта споют прекрасноголосые Ольга Перетятько и Роландо Вильясон. Два шедевра Верди – «Фальстаф» с Амброджо Маэстри в главной роли и «Дон Карлос» в постановке гуру немецкого театра Петера Штайна – скорее всего, порадуют поклонников консервативного оперного величия. А в качестве редкого деликатеса – вердиевская «Жанна Д’Арк» с Анной Нетребко и Пласидо Доминго.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Диспозиция следующая: зрители – на берегу озера, сцена – прямо на водной глади. Здесь хитом должна стать «Волшебная флейта» Моцарта в режиссуре арт-директора фестиваля Дэвида Паунтни. Остальная программа предназначена интеллектуалам и представляет творчество малоизвестного и в России, и на Западе композитора Андре Чайковского.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Фестиваль Баварской оперы – это прошлый сезон в концентрированном виде плюс две-три новые постановки, которые останутся в репертуаре. Из новинок – Верди и Вагнер. Главный тенор поколения Йонас Кауфман будет брать верхнее до в «Трубадуре», в провокативной постановке Оливье Пи. А Дмитрий Черняков переносит из Лондона свою редакцию «Симона Бокканегры».
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Этот фестиваль до сих пор возглавляется родственниками Вагнера. В год двухсотлетия великого композитора самое интересное – новое «Кольцо» в постановке гениального немецкого режиссера, очень редко ставящего оперу, Франка Касторфа. Смельчакам можно порекомендовать «Лоэнгрина» в версии хулигана Ханса Нойенфельса.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Это главный оперный фестиваль Франции. Не пропустите черняковского «Дон Жуана», даже если вы ходили на него в Большой. Похоже, фестивалю удалось собрать состав, который и певчески, и актерски может справиться с этим сложнейшим спектаклем без потери качества и смысла. Второй гвоздь программы – «Электра» в постановке Патриса Шеро, автора в равной степени культовых постановок и фильмов («Его брат», «Интим»).
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Это единственная римская арена, в которой сохранилась стена с барельефами и статуями, организующая сценическое пространство. Сам Людовик XIV называл ее самой красивой стеной королевства. Сегодня это скорее туристический аттракцион, однако в этом году стоит сюда по-ехать ради того, чтобы послушать Долору Зайчик и Рамона Варгаса в опере Верди «Бал-маскарад».
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Фестиваль празднует свое столетие, потому программа на удивление репрезентативна. Бояться брать дальние ряды в этот тридцатитысячный амфитеатр не стоит. Акустика великолепна, а постановки масштабны и статичны. Из главного – «Аида» в постановке авангардистов-кудесников La Fura dels Baus с навороченными спецэффектами и два гала-концерта Пласидо Доминго – 15 и 20 августа.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Россиниевский фестиваль в Пезаро – удовольствие для гурманов. Но при этом легкое, изящное и не самое дорогое. В программе «Дева озера», «Турок в Италии», «Путешествие в Реймс» и «Вильгельм Телль», и все это будет мило, красиво, старинно или чуть припорошено ненавязчивым модерном. Чистый шелк!