Кино на «Снобе»: Новая история игрушек в мультфильме «При выходе не забывайте свои вещи»
Нина Бисярина — 32-летний аниматор из Екатеринбурга, выпускница первого набора по специальности «Анимация» Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Ее дебютная короткометражка «Поездка к морю» стала сенсацией и объездила все возможные мировые фестивали. Ее последняя на сегодня работа «При выходе не забывайте свои вещи» в фестивальном смысле не менее успешная: фильм уже отметили дипломами в Вильнюсе и Суздале.
Ученье и свет. Из моей Уральской академии сейчас уже выпустилось несколько «анимационных» курсов, и каждый год появляются новые фильмы. В марте на Суздальском фестивале призерами стали два фильма наших выпускников. И так почти каждый год. Факультету 10 лет, уже сделано около 20 фильмов, которые получали призы в России и за рубежом. Жаль, что сейчас начались проблемы. Упраздняют бюджетные места. Мне такая ситуация кажется, мягко говоря, странной. Особенно в связи с разговорами о необходимости развития анимационного образования в России.
«Сама, сама, сама». Наверное, любой специальности можно научиться самостоятельно. Вопрос только в том, найдешь ли свой путь, сколько ошибок совершишь на нем и сколько на это уйдет времени. Учишься в любом случае у людей. У меня были прекрасные преподаватели, мастера анимации. Оксана Черкасова и Алексей Караев, еще Борис Вишев — невероятный художник. Это была их идея и инициатива — открыть у нас факультет. То, что появилась новая специальность, для меня было чудом и подарком одновременно. До этого я четыре года мучилась на дизайнерском отделении. Защитилась на отлично. А дальше пустота. И вот — анимация!
Что сильнее «Фауста» Гете. Это третий фильм, который я сделала на екатеринбургской кинокомпании «Снега». Каждая новая работа начинается с появления какого-то необъяснимого ощущения, которое нельзя передать словами. А передать хочется. Вот тут анимация — один из сильных инструментов. Сильнее только музыка. Потом вокруг этого ощущения нарастают образы. Всегда нужно найти что-то близкое тебе. Я, например, в детстве теряла зайца в автобусе, но совершенно при других обстоятельствах. А еще была история с трамваем. Я работала ассистентом художника на игровой картине «Последняя игра в куклы». Мы снимали трамвай, который соединяет две части города, и какое-то время идет через лес. Вот так, как мозаика, фильм и собирается. Но главное — сохранить то первое ощущение.
Не хочу быть взрослой? Вот, сейчас, наверное, многие удивятся, но я делала фильм о преданности себе. О том, что нельзя отказываться от себя под давлением внешних обстоятельств или в попытке казаться лучше. Еще «При выходе не забывайте свои вещи» о странном периоде в жизни человека, когда одновременно хочется быстрее вырасти, что естественно, и оставаться ребенком подольше.
Проза жизни. Техника, конечно, зависит от сюжета. Самое сложное для меня — всегда держать ту первую эмоцию, с которой фильм начинался. Вообще, работа аниматора вряд ли похожа на приключение. По крайней мере, на бытовом уровне. Сидишь все время на одном месте и работаешь. Кто-то из моих знакомых недавно сравнил ее с вышиванием. Единственное событие, которое случилось во время работы над фильмом, — у нас на студии случился переезд. Вот, пожалуй, и все.
Док и мульт. Сейчас я заканчиваю работу над пилотом сериала «Сказки детского мира» по книге Сергея Седова, замечательного современного сказочника. Еще одно большое дело — новый фильм известного документалиста Романа Либерова об Ильфе и Петрове. Там я буду отвечать за анимацию.
Краткость и огонь. Лично я не думаю, что для анимации полный метр — это необходимая форма. А может, и для кино в целом. Немногие истории выдерживают такой метраж. Мне кажется, что самое интересное сейчас делается в короткометражном кино. Хотя иногда мысли по этому поводу возникают, и даже есть задумка. С деньгами и хорошей командой, конечно, проще. Но если человек горит проектом, то его вряд ли остановит отсутствие финансирования. Он и команду найдет, и уговорит людей. Думаю, главное — это огромное желание создать что-то, чем тебе необходимо поделиться с другими.
Другие фильмы проекта
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru