Александр Щуренков: На искусственный лад
На сегодняшний день современное искусство – это не только выгодное вложение средств или востребованный имиджевый продукт, но и средство продвижения для большинства известных люксовых марок одежды, ювелирных украшений, автомобилей и даже отелей. Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличили количество проводимых аукционов современного искусства, продавая работы живых классиков за десятки миллионов долларов. Те, кто десять лет назад вложился в какую-нибудь скульптуру Кунса или полотно Херста, сейчас могут получить до двухсот-трехсот процентов прибыли, и это не предел.
Дизайнеры марок модной одежды все чаще обращаются к произведениям современного искусства как к источнику вдохновения. Раф Симонс, креативный директор Dior, еще во время своей работы на Jil Sander использовал картины малоизвестных широкой публике японских, американских и европейских художников в качестве принтов для тканей, а изображения с керамики Пикассо – как мотив для вязаного рисунка на женском трикотаже. Для своей первой коллекции haute couture для дома Dior Симонс попросил Стерлинга Руби придумать несколько вариантов принта для ткани – она пошла на пошив платьев и юбок. Кстати, выбор Пикассо и Руби для дизайнера неслучаен. Он сам уже давно увлечен коллекционированием керамики, а Руби – еще и его друг, оформивший в свое время монобрендовый бутик Raf Simons в Токио, а также создавший несколько лет назад для этого же бренда капсульную коллекцию из вытравленного денима.
Связь марки Louis Vuitton с миром искусства прослеживается уже почти полтора века. Еще в 1874 году сам Луи и его сын Жорж Вюиттон были завсегдатаями студии пионера фотографии Феликса Надара, где собирались тогда еще практически неизвестные Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн и Дега. Семейный дом самих Вюиттонов в Аньере под Парижем был обставлен в стиле модного тогда ар-нуво и до сих пор остается образцовым памятником тому времени. В 1925 году внук Луи Вюиттона Гастон-Луи стал вице-президентом Всемирной выставки декоративных искусств, положившей начало и давшей название эпохе ар-деко. Первое заметное участие художников в создании продуктов под логотипом Louis Vuitton произошло в восьмидесятых: тогда для выпуска шелковых платков были использованы принты художников Розенквиста и Левитта. Новый импульс сотрудничеству компании с миром искусства придал приход в 1997 году Марка Джейкобса в качестве креативного директора. Благодаря его знакомству с многими талантливыми художниками Louis Vuitton в лице самого Марка стала активно привлекать их к работе над коллекциями одежды, обуви и аксессуаров (прежде всего сумок), создавая лимитированные выпуски знаковых моделей. Граффити Стивена Спрауза впервые украсили классический для марки орнамент с монограммами в 2001 году. Вторая коллекция вышла в 2009-м, спустя пять лет после смерти художника, как дань памяти ему, и обыгрывала принты с флуоресцентными логотипами и розами, разработанные ранее самим же Спраузом. Японский поп-арт-художник Такаши Мураками начиная с 2003 года сделал для компании целую серию проектов, при этом линия Monogram Multicolore с орнаментом из разноцветных монограмм LV стала постоянной. Сотрудничая с художником Ричардом Принсом для весенне-летней коллекции After Dark в 2008 году, Марк Джейкобс решил использовать легендарных медсестер его полотен, облачив их в фирменную униформу. В свою очередь Принс создал коллекцию сумок, на которых написал забавные афоризмы и анекдоты вроде: «Всякий раз, когда я встречаю девушку, которая готовит, как моя Мама... она выглядит, как мой Папа». Стремясь подчеркнуть свою связь с искусством, Louis Vuitton пошла даже дальше выпуска одежды и аксессуаров: в торговых залах главных магазинов, именуемых Maison, как в галереях, выставлены произведения актуальных художников. В Париже это Джеймс Таррелл и Олафур Элиассон, в Нью-Йорке – Ричард Принс, в Лондоне – Джефф Кунс, Дэмьен Херст, Такаши Мураками. Важным событием для бренда стало открытие в 2006 году во флагманском доме марки на Елисейских Полях экспозиционного пространства Espace Culturel, которое три раза в год представляет новые выставки, вдохновленные как искусством отдельных стран (Россия, Индонезия, Индия), так и разработкой специфических тем в творчестве разных художников: путешествия (выставка Ailleurs), детство (Who are you, Peter?), чувства (Confusion des Sens).
Все в той же Франции в 1984 году ювелирный и часовой дом Cartier по инициативе его тогдашнего президента Алена Доминика Перрена создал Fondation Cartier. Его основной задачей стала поддержка талантливых художников по всему миру: фонд мог выкупить одну из работ, а мог поддержать создание целой серии или проведение полноценной выставки. С тех пор как в 1994-м шестиэтажное здание Fondation Cartier по проекту Жана Нувеля было открыто на бульваре Raspail в Париже (до этого фонд располагался недалеко от Версаля), в нем регулярно, пять раз в год, выставляются и молодые, и уже именитые художники. С момента создания фонда было организовано более двухсот выставок, посвященных как живописи и скульптуре, так и видео, инсталляциям, дизайну и моде. Сегодня собственная коллекция современного искусства Fondation Cartier насчитывает около тысячи работ более чем трехсот различных художников из сорока стран мира.
Большое внимание поддержанию и развитию интереса к современному искусству уделяют и итальянские модные марки, активность которых в этой области вызвана непосредственным интересом к миру живописи, скульптуры и новых форм художественного выражения самих владельцев компаний. Так, Prada открыла в 1993 году выставочное пространство Prada Milano Arte, посвященное современной скульптуре, которое двумя годами позднее было преобразовано в новую организацию Fondazione Prada. Помимо выставочной деятельности (сейчас не только в Милане, но еще и в Венеции) фонд уделяет большое внимание изданию книг и монографий, поддержке философского факультета миланского университета Vita-Salute San Raffaele. Другой итальянский фонд – Fondazione Nicola Trussardi – был открыт в Милане в 1996 году и принадлежит семье Труссарди. Его основной целью является поддержка культурных инициатив, а также интеграция произведений современного искусства в существующий городской ландшафт. Так же как Fondation Cartier в Париже, Fondazione Nicola Trussardi покупает работы маститых и еще не известных художников плюс проводит выставки их произведений в самых необычных местах: некогда заброшенных зданиях или кишащих туристами торговых центрах (вроде миланской «Галереи Витторио Эмануэле», расположенной напротив Дуомо), во время ключевых событий культурной и профессиональной жизни Италии (к примеру, ретроспективная выставка фонда на бывшей станции Leopolda в рамках экспозиционного проекта Pitti Uomo во Флоренции, посвященного мужской моде). Действующий художественный директор фонда Массимилиано Джиони был выбран в этом году куратором 55-й Венецианской биеннале современного искусства.
Связать свое имя с миром арта пытаются не только модные и ювелирные бренды. Вот уже четвертый год японская автомобильная марка Lexus проводит масштабный смотр современного искусства Lexus Hybrid Art, который в этот раз включает в себя не только выставку в Манеже (она будет открыта в течение всего августа), но и целую серию мероприятий, предусматривающих лекции, public talks и, главное, грант для всех желающих на создание в Москве объектов public art. Основной задачей этого проекта, по словам организаторов, является исследование трансформации в искусстве, сочетание художественных идей и инструментария новейших технологий. В этом году Lexus Hybrid Art посвящен всему, что не статично как физически, так и концептуально. На первый план здесь вышли любые формы движения, изменения и превращения как в рамках отдельно взятого арт-проекта, так и в искусстве вообще. Первая работа этого года, выставленная в общественном месте, на Кузнецком Мосту в Москве, принадлежит бразильскому художнику Эдуардо Коимбра и выглядит как серия близко расположенных друг к другу световых коробов, на плоскостях которых изображено облако. Именно идеи создания объектов, вписанных в городскую среду, рассматривает комиссия нынешнего конкурса: проекты десяти финалистов будут выставлены в мультимедийной зоне выставки Lexus Hybrid Art. Но только искусством Lexus себя не ограничивает: в этом году во время мебельной выставки Salone Internazionale del Mobile в Милане были представлены финалисты и победитель первого конкурса дизайна Lexus Design Award, ключевой темой которого стало движение. Несколькими месяцами позднее во время Каннского кинофестиваля были представлены работы другого, режиссерского, конкурса Lexus – короткометражные фильмы также обыгрывали понятие движения.
Современным искусством увлечен и отельный менеджмент. После реконструкции легендарный столетний цюрихский отель The Dolder Grand, где в свое время жили Фрейд, Стравинский и примы Большого театра, не только получил два новых корпуса, но и по-настоящему дорогостоящую начинку. Теперь стены всех публичных зон украшают более сотни художественных работ, полотен и скульптур. В одном из ресторанов отеля, к примеру, можно увидеть сразу четыре произведения Писсарро, тут же – Дали, в других помещениях – Миро, Харинг, Куинн, Уорхол, Мураками и другие. По похожему принципу превращения из просто дорогого отеля в отель-арт-галерею организовано пространство сразу двух гостиниц в Майами-Бич: ONE Bal Harbour Resort & Spa и St. Regis Bal Harbour Resort. В последнем постояльцы сейчас окружены не только авторскими отпечатками произведений известных фотографов, но и большим количеством скульптур как снаружи (огромные, растущие из земли металлические растения Хиротоши Савады), так и внутри (антропоморфные скульптуры Тони Крэгга тут соседствуют с циклопическим серебристым облаком Манглано-Овалье и покрытым кристаллами оленем Кохей Навы). Ранее же Бол-Харбор во Флориде был известен больше всего своими безграничными возможностями для любителей тратить деньги на одежду – в этом маленьком городке сконцентрировано более ста бутиков известных марок. Однако непосредственная близость от Майами, в котором каждый декабрь проводится одна из самых влиятельных выставок-продаж современного искусства, Art Basel Miami, не могла не повлиять на жизнь и в Бол-Харборе. Теперь тут уже второй год подряд проводят конкурс Unscripted, созданный для развития и поддержки талантливых молодых художников Южной Флориды. Первым победителем здесь стал Джордж Санчес Кальдерон: его скульптурная работа Americana выставлена перед зданием St. Regis и напоминает о легендарном одноименном отеле, ставшем свидетелем многих политических событий Америки. Помимо самого конкурса, завершающегося продажей работ того или иного победившего художника, проект сопровождается серией бесед об искусстве Unscripted Chat, одна из которых была посвящена модной сейчас теме искусства в общественных зонах.
Такое внимание к арту со стороны люксовых брендов продиктовано как желанием быть ближе к своему клиенту, который может современное искусство и не понимать, и бояться, но все же вкладывать в него свои миллионы, так и попыткой продемонстрировать стремление идти в ногу со временем, готовность к нестандартному мышлению, желание перестать походить на машины для зарабатывания денег и получить второе, более одухотворенное лицо. Меценатство и культурные инициативы этих брендов, а также их фондов должны пойти на пользу и тем, кто не располагает средствами для покупки предметов искусства. Как бы ни ругали современное искусство, с его порой непонятными без многостраничного объяснения работами, научиться понимать его было бы неплохо.
Несколько лет назад я оказался в одном автомобиле с часовщиком малоизвестной швейцарской мануфактуры. Мы с подругой обсуждали художников и скульпторов, и, когда упомянули Романа Зигнера, прославившегося тем, что успешно продавал записанные на пленку взрывы и другие «эфемерные скульптуры», наш спутник вдруг оживился и впервые вступил в разговор. Оказалось, что они с женой его обожают, хранят записи скульптур, медленно растворяющихся в воздухе, и знают про Зигнера столько, что позавидовал бы любой историк искусств. В разговорах про современное искусство мы провели с ним весь остаток дороги. Тогда меня поразило, что человек, всю жизнь занятый собиранием часовых механизмов, настолько открыт всему новому. А сейчас – хочется, чтобы такой же открытостью отличались и жители моей страны.