Антон Сазонов: Минкульт, раскошеливайся: 5 самых интригующих кинопроектов будущего
Светлана Черникова
Выпускница режиссерской мастерской Аркадия Сиренко и Николая Скуйбина во ВГИКе, режиссер короткометражного фильма «Голый», участвовавшего в фестивалях «Движение» и «Futureshorts»
На питчинге представляет фильм «Папины нокауты»
Это история о двух плохих парнях. О папе, который ничего добрее, чем «Не ссы, никто тебя не тронет», сыну не может сказать. О сыне, который вспоминает отца, потому что деньги нужны. О том, как через цепь взаимных кидков, подстав и предательств они становятся самыми близкими людьми. Не буду лукавить, на дебют я подавала два сценария, и они сильно отличаются. Выбрали «Папины нокауты». Во многом потому, что у материала есть коммерческое будущее. А у меня есть шанс сказать кое-что своему отцу, в частности, как сильно я его люблю. Вообще, это очень трудный вопрос, о чем мое кино, потому что, по мне, так все просто: мы написали с моим сценаристом Стасом Михайловым эту историю, и я хочу ее снимать. Я вижу сцены, вижу героев, знаю, как они проводят вечер, о чем они думают по ночам, вот и все.
О питчинге мне сказали за пять дней. Мы сделали раскадровку тизера, но никак не успевали его снять. И, честно говоря, я чувствую себя по-идиотски. Мое дело снимать, а не болтать со сцены. И это как-то непрофессионально что ли. Но вот буквально на днях я говорила с папой по скайпу. Он на полном серьезе предложил: «Давай я приеду, и мы вместе расскажем. Повесим тебе на шею мои старые боксерские перчатки и покажем фотку, где я с большой пивной кружкой, а ты в этих самых перчатках». Конечно, ничего такого не будет, но я как-то успокоилась. Главное — мне есть о чем рассказать и о чем снимать.
Представлять фильм хочу со сценаристом Стасом, но пока точно не знаю. Сценарий изначально начал писать он, и даже с другим режиссером. Но потом мы полностью все переписали. Может, зачитаем один диалог, чтобы люди поняли интонацию материала. Там важно, каким языком написано. Мы посмеялись там, где обычно плачут.
Юрий Арабов
Поэт, писатель, кинодраматург, постоянный соавтор Александра Сокурова, заведующий кафедрой драматургии кино во ВГИКе
На питчинге представляет фильм «Русские жены»
Это мой сценарий, написанный пять лет назад и по разным причинам не нашедший режиссера. Пока я заявлен как режиссер, но ключевой момент в моем представлении проекта на питчинге — то, что Александр Сокуров согласился всячески этому проекту помогать. Сокуров сейчас выступает как художественный руководитель. Если я не потяну это кино, надеюсь, что Александр Николаевич подставит свои плечи. Потому что и мне, и ему этот проект чрезвычайно дорог. Что будет дальше, сказать не могу. Даже если питчинг пройдет успешно, об этом произведении рано говорить, потому что это должен быть дорогой европейский проект. Нельзя картину делать в проброс, как в основном производятся российские фильмы. Питчинг — это только первый шаг в поисках денег. А найдем мы их или нет — открытый вопрос. Особенно по этому поводу не переживаю, потому что это как переживать, холодный дует ветер или теплый. Какой дует — такой и дует.
Это история о тоталитаризме, о диктатуре Энвера Ходжи в Албании. О том, как под эту диктатуру попали, прежде всего, русские женщины, которые выходили замуж за албанцев. Это поворот гордой и работящей страны в сторону маоизма с массовыми репрессиями против собственного народа. Тема, к сожалению, до сих пор актуальна не только у нас, но и во всем мире.
На питчинге буду представлять фильм искренне. Не буду говорить, что картина соберет 30 миллионов долларов в прокате, как это сделала «Легенда №17». У «Русских жен» при благоприятном прогнозе может быть фестивальная судьба. Некоторое время я жил в Албании, объездил всю страну, разговаривал с политзаключенными, встречался с репрессированными людьми. Я даже видел премьер-министра страны, который сменил диктатора Ходжу. На презентации у меня будут фотографии, сделанные в поездке, и буклеты. Но, опять же, повторюсь, даже если питчинг пройдет успешно, это только первый шаг реализации проекта, который должен быть европейским и дорогим. При наших сегодняшних расценках на миллион долларов ничего снять нельзя. Одним прокатчикам нужно примерно столько заплатить. А дальше считайте, какой нам потребуется бюджет. Если Министерство культуры выделит чуть меньше миллиона, будем искать еще какие-то деньги. Если не найдем, возвратим полученное обратно. Потому что просто так морочиться и снимать восьмерками — исключено, сделанные таким образом картины не проходят на мировом экране.
Этого сценария не касаются требования лакированной действительности и прочего. Я не работаю с лакировкой, а искренне делаю только то, что считаю нужным. Дело в другом — у нас отсутствует кинопромышленность. С каждым годом это становится все очевиднее. Государство и Министерство культуры при самом благоприятном отношении просто не могут тащить на себе бремя кинопромышленности. В этом проблема всех питчингов, которые сейчас происходят и произойдут в будущем. Питчингов много, а кинопромышленность не складывается.
Александра Стреляная
Оператор и режиссер, выпускница Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, автор двух полнометражных фильмов «Суходол» (участник фестиваля «Кинотавр») и «Море» (участник фестивалей «Дух огня» и «Движение»)
На питчинге представляет фильм «Самый рыжий лис»
Эта история не только о лисах. Смешная девчонка влюблена в парня, который привозит газеты ее деду. Мечтая о счастье, внучка кукольного мастера создает трогательный мир лисьей семьи. Но лисы начинают вытворять такие фокусы, что девчонке приходится отправиться в волшебный мир, позвав с собой в помощь любимого почтальона для того, чтобы навести порядок в этой сказке. Вот так я придумала.
Мы подавали заявку на этот фильм в категории «Фильмы для детей и юношества». В какой-то момент я оглянулась и увидела, что все этого хотят. Моя команда хочет делать такой фильм — для детей и взрослых, не потерявших в себе детский мир. Это трудная и вдохновляющая задача. И чудесно, что я нахожу поддержку такой затее на «Ленфильме», где была когда-то традиция создавать замечательные сказки. На роль лиса планируется Саша Яценко. Сейчас он очень худой и красивый — настоящий лис. Мы повстречались с ним в этом году на кинофестивале в Вологде, отошли в сторону и я сказала ему про кино. Он, кажется, меня понял. Раньше-то он не знал о том, что он лис .
Лето — сезон экспедиций. Я готовлю документальный фильм в Азии. Если было бы немного больше времени, я бы как-то по-особому отнеслась к представлению проекта, нашла бы формулу. Но получается, что сейчас просто показываем текущий рабочий материал. Наши первые черновые пробы в поиске образа. Мне от этого не очень уютно, потому что между такими пробами и найденным решением очень большой отрыв. Но показываем как есть — что делать, если надо.
К сожалению, во время питчинга я буду находиться на съемках в Туве. Проект представит продюсер Александр Котелевский. У нас сложился хороший диалог. Вместе строго и весело разложили по костям сценарий. Знаем, как сделать его лучше. Есть смелые идеи, надо все проверять. Конечно, я надеюсь на запуск этой картины.
Иван Вырыпаев
Драматург, режиссер, художественный руководитель театра «Практика», автор трех полнометражных фильмов «Эйфория», «Кислород», «Танец Дели»
На питчинге представляет фильм «Спасение»
В основе фильма лежит правдивая история о том, как католическая монахиня приехала в Тибет и там проповедует веру Христову. Это реальная история реального человека. Кино, разумеется, будет не об этом. Но это его короткая фабула. Действие фильма будет происходить в Тибете. Главную роль исполнит моя жена Каролина Грушка, потому что этот фильм мы придумали с ней вместе еще много лет назад. Этот проект должен был состояться года эдак три назад, мы даже начали над ним работу: ездили в Тибет, подбирали актеров. Помимо российских будет много иностранных актеров. «Спасение» — международный проект. Но этот фильм не будет большим. Он будет таким же, как и все мои остальные работы.
В интернете я узнал, что есть такое место в Тибете, где есть католический собор. Это единственный католический собор, который там более века назад был построен французской католической миссией. Там служат мессы на тибетском языке, тибетские песнопения. И католический священник — тоже тибетец. Меня это все заинтересовало, я даже думал сначала снять документальный фильм об этом. Потому что это происходит в стране, где вокруг сплошь буддизм, в котором нет недостатка. Непонятно, зачем там вообще христианство. Затем я уже нашел историю девушки.
На питчинге каждому режиссеру дается 15 минут. Я буду сам рассказывать о проекте, для этого у нас есть буклет и слайды. За 15 минут многое не покажешь, тем более, что жюри уже читало сценарий, так что главное — четко передать суть затеи. В этом смысле мне легко — в Тибет я ездил уже трижды, в том числе с оператором, с которым мы снимали потенциальные места для съемок. То есть, натура у нас уже выбрана. Она же отснята на фотографиях. Видео тоже есть, но мы не будем его сейчас показывать.
На питчинге о фильме рассказывает режиссер, но один из сопродюсеров фильма будет рядом. Если ему зададут вопросы, он на них, конечно, ответит. У фильма два продюсера — Сергей Зернов и Светлана Кучмаева, но она сейчас во Франции.
Cоня Карпунина
Выпускница режиссерской мастерской Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика во ВГИКе, исполнительница главной роли и соавтор сценария фильма «Одноклассники», автор полнометражного фильма «Все просто»
На питчинге представляет фильм «На расстоянии»
Это комедийная мелодрама о том, как сводные брат и сестра силою обстоятельств оказываются втянутыми в череду нелепых приключений и вынужденны постоянно выручать друг друга. В какой-то момент они осознают, что любят друг друга не только как родственники, но и как мужчина и женщина. И оба пугаются этого чувства. Все отягощается тем, что у брата есть невеста, а сестра находится в процессе развода с мужем-иностранцем. Да и их родители, расставшиеся 15 лет назад, вдруг решили опять быть вместе.
Сценарий мне предложили продюсеры петербургской студии РВС. Это был сырой текст, над которым предполагалось еще работать. Мне история показалась интересной, с потенциалом, я взялась за нее. История питерская. Основные съемки будут проходить в Санкт-Петербурге.
На питчинге у нас будет слайд-шоу, буклет и рассказ.