Лучшее за неделю
Антон Сазонов
13 сентября 2013 г., 10:04

Кино на «Снобе»: Люди и звери подземелья в плотоядном мультфильме «Умба-Умба»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает черно-белая анимация Константина Бриллиантова про жизнь и смерть шахтеров. В жанре черной комедии
Читать на сайте

Константину Бриллиантову 28 лет. Анимацией он занимается со школы. После ее окончания он едва не стал художником, поступив в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года. Но жизнь сделала верный поворот, и Бриллиантов оказался среди учеников школы-студии «ШАР». В 2008 году он в качестве художника-постановщика работал над шестиминутной картиной «Жизнь маленьких зверей» своего приятеля Игоря Маломуда, а в 2011-м уже в качестве режиссера снял дебют «Умба-Умба». Фильм был участником множества российских и зарубежных фестивалей, получил приз жюри и приз им. Александра Татарского на Открытом Анимационном Фестивале в Суздале, диплом фестиваля российского кино «Окно в Европу» (Выборг), диплом фестиваля «Кинопроба»  (Екатеринбург), а также второй приз за анимацию на фестивале «Лучезарный Ангел» (Москва).

This browser does not support the video element.

Министерство магии. Увлечение анимацией началось еще в школьные годы. Тогда я ходил в детскую анимационную студию при ВГИКе. Мы сочиняли истории, рисовали, занимались актерским мастерством, говорили о технологии производства кино. Первые шаги вдохновляли и контролировали великолепные педагоги, известные мастера. Все было по-взрослому. Съемочные павильоны, где свет софитов высекал из тьмы цветные сменяющиеся картинки — это министерство магии одушевления приводило в восторг и завораживало. Я понял, что хочу жить этой жизнью. Правда, о режиссуре я тогда не думал. Много рисовал, любил придумывать персонажей, поэтому перед поступлением во ВГИК решил сделать «небольшой крюк» через художественное училище памяти 1905 года, чтобы получше подготовиться. И увлекся так, что к пятому курсу мысли о ВГИКЕ все больше растворялись в дымке неосуществленных идей, подавляемых запахом масляной краски и приятной тяжестью набитого этюдника.

От судьбы не уйдешь. В кино меня случайно вернул молодой режиссер Игорь Маломуд, который предложил поработать художником-постановщиком на его дипломном фильме. Кстати, потом он же ненароком подбросил музыку для моего первого фильма. Так все закрутилось вновь, и вскоре я оказался в школе-студии «ШАР».

Как не подраться. Считаю образование в «ШАРе» уникальным благодаря радушному, плодотворному микроклимату и лучшим, на мой взгляд, педагогам. У каждого из них особое, ни на кого не похожее видение мира. Почему они до сих пор не подрались? Потому что они интеллигентные и бескорыстные. Это семья, которая взращивает и не дает повзрослеть, сохраняя в себе и учениках радость открытий и свежесть восприятия. Чувство юмора, вовлеченность в процесс и высочайший профессионализм — вот залог успеха. Сложно было выбрать себе мастера на дипломный проект, ведь от каждого хотелось напитаться. В итоге больше всего времени на меня потратил Алексей Демин. Человек тонкий, проницательный и образованный, он усердно сдерживал мои ветреные попытки уйти от главного, впасть в отчаяние или закопаться в мелочах. Я ему очень благодарен.

Моя оборона. Фильм «Умба-Умба» начался с музыкальной композиции «Стачка шахтеров в Кузбассе» коллектива «Гражданская оборона», с которой более меня ничего не связывает, это чистая случайность. Я услышал ее и тут же представил трагикомическую сцену бастующих под землей шахтеров, как звучит в гулком туннеле их ритмический гимн, как свет налобных фонариков выхватывает из кромешной тьмы куски их суровой действительности. Для меня был важен образ горящей в темноте лампочки как символа жизни, ее хрупкости. Погасла лампочка — нет человека. Без крови, страданий, но все понятно. Остальное — выдуманная история, и это было сложнее всего, создать контекст происшествия.

Кино на кальке. Других сложностей тоже было немало. Попутно с рождением фильма приходилось осваивать компьютер, ведь до этого я почти с ним не дружил. Долго искал изобразительную технику, которая будет органична сюжету. Много перепробовали разного, в итоге пальцем втирали соус прямо в кальку, потом сканировали и инвертировали — вот так, от незнания через эксперимент пришли к желаемому эффекту свечения сквозь угольную пыль. Осталось на память несколько коробок перепачканной кальки. Сказать кому-нибудь, что это кино — не поверят.

Короче. О полном метре, наверное, мечтают многие, но для меня это пока фантастика. Нужно не только четко держать в голове все линии, но и обладать организаторским талантом, умением заразить своей идеей, правильно выстроить работу в коллективе. Кому-то это дано от Бога, как Александру Татарскому, например, а я только воспитываю в себе эти качества. Сейчас заканчиваю новый небольшой фильм в технике традиционной перекладки, и на подходе еще пара сценариев для короткого метра. А дальше — будет видно.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru

Обсудить на сайте