9 арт-хитов до конца сентября: «Амфест», Вагнер, биеннале и петербургский акцент
1. Фестиваль американского кино «Амфест» 18–29 сентября в кинотеатре «Горизонт»
Мощнейший залп нового американского кино — от острого документального (оно впервые стало частью «Амфеста») до большого голливудского. Фестиваль, родившийся несколько лет назад как локальный московский смотр самой крупной национальной кинематографии, превратился в авторитетный форум. И показ фильма открытия — «Небраски» Александра Пейна — в Москве всего лишь третий официальный показ картины в мире: до этого были только мировая премьера на Каннском фестивале и американская на фестивале в Торонто.
А «Гравитация» Альфонсо Куарона на «Амфесте» будет 27 сентября, за неделю до выхода в мировой прокат.
Быть первым зрителем приятно, но необязательно: ни в коем случае нельзя пропустить полную ретроспективу Уита Стиллмана, автора культовых камерных комедий конца ХХ века «Золотая молодежь», «Барселона» и «Последние дни диско», эффектно вернувшегося в кино «Девицами в беде». Стиллман — гость фестиваля, представит «Девушек» и «Молодежь» лично.
Кураторы «Амфеста» сознательно объединяют в программе и дорогостоящий, звездный Голливуд, и чистые эксперименты, вроде «Примеси», нового фильма гения и безумца Шэйна Каррата, отхватившего в 2004-м Гран-при Санденс-фестиваля (за многомудрую фантастику «Детонатор») и замолчавшего на девять лет. Но все кино на «Амфесте», независимо от бюджета, авторское. Новый Вуди Аллен, снятый за пару центов хит Берлинале «Компьютерные шахматы» Эндрю Бужальского, проникновенный бадди-муви «Повелитель лавин» Дэвида Гордона Грина, «Каньоны» Пола Шредера с оторвой Линдсей Лохан, «Поцелуй проклятой», вампирский этюд Ксан Кассаветес, дочки великого Джона Кассаветеса. По-хорошему, надо было бы перечислить всю программу, потому что посмотреть стоит всё.
2. 12-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»в Санкт-Петербурге по 13 октября
14 сентября, диджей-сетом и явлением народу гигантского кролика работы Флорентина Хофмана у стен Петропавловской крепости открылся уникальный петербургский фест. Площадкой для него становится весь город, то есть работы современных художников размещаются, что понятно из названия, в обычных музеях, но, чтобы посмотреть все объекты, придется исходить Петербург вдоль и поперек — и в результате сам город приобретает неожиданные черты.
Не каждый из музеев-участников достоин несколько уничижительного определения «традиционный». Вот самый, на мой вкус, интересный проект 12-го феста — инсталляция «Морской бой» объединения «Вверх!» — построен в филиале Центрального военно-морского музея, в настоящей подводной лодке «Народоволец», превращенной в мемориальный комплекс.
Что же в этом аттракционе традиционного? Впору брать с посетителей подписку наподобие той, что берут сейчас в Корейском павильоне на Венецианской биеннале, о том, что клаустрофобией они не страдают, и только после этого пускать на экспозицию. Переходить, сгорбившись — потолки в подлодке низехонькие, — из отсека в отсек, задыхаясь от раскаленного воздуха (в Петербурге, в отличие от Москвы, середина сентября оказалась солнечной и жаркой), довольно жутко. Но «Морской бой», использующий замкнутое пространство «Народовольца», клаустрофобию уничтожает: инсталляция, в которой две красивые девушки с видеомониторов перекрикиваются, будто играют в классический морской бой, расширяет пространство до вселенских масштабов.
Дмитрий Каварга, разместивший свои объекты из цикла «По ту сторону низшей нервной деятельности» в музее НИИ экспериментальной медицины, погружается в космос человеческой физиологии: его игрушки-чудища вдохновлены процессами, идущими в нашем организме. И позволяют задуматься о том, не был ли великий физиолог Павлов с его подопытными собаками одним из первых современных художников.
Впервые в фестивале участвует Музей городского электрического транспорта. Остроумная инсталляция Евгенией Мачневой и Алёны Терешко «Маршрут», где гобелен на равных с видео, а городское пространство уподобляется ткани с узорами трамвайных рельсов, вступает в неравную конкуренцию с героями стационарной экспозиции — теми самыми трамвайчиками. Теперь я знаю, куда ехали воспетые группой «Ноль» трамваи умирать. В итоге же обрели они на Васильевском острове новую жизнь после смерти.
3. 5-я Московская биеннале современного искусства с 20 сентября в ЦВЗ «Манеж»
Основной проект, курируемый абсолютной гражданкой мира (с бельгийским паспортом) Катрин Де Зегер, называется «Больше света», включает 80 художников (среди российских участников – Аслан Гайсумов с жестокими инсталляциями о невозможности диалога культур, Александр Бродский, построивший среди моря фольги то ли сортир, то ли станцию метро, ведущую в никуда, и чуть менее пессимистичный Валерий Кошляков с фантасмагорической «Колесницей», устремленной в сомнительную высь) и размещается в «Манеже». Первый этаж, действительно, просторный и светлый (по первому ощущению, даже чересчур, на грани аскезы). Минус первый, куда загнана большая часть видео, напротив, сумрачен. Более 30 работ создано специально для нового выставочного пространства, что выгодно отличает нашу биеннале от венецианского Il Palazzo Enciclopedico. В параллельных программах — около 60 выставок на 40 площадках. Само собой, почти каждая достойна отдельного рассказа. Пока — беглый анонс, благо время для подробного разговора есть: биеннале продлится до 20 октября.
4. Выставка Джона Балдессари «1+1=1» в ЦСК «Гараж» с 21 сентября
Балдессари — специальный гость 5-й Московской биеннале современного искусства. Ретроспектива в «Гараже» — первая в России выставка модного американского концептуалиста. Накануне открытия, 18 сентября, американец публично беседует со своим русскоязычным коллегой Ильей Кабаковым.
5. Выставка «Реконструкция» в Фонде «Екатерина» с 18 сентября
Первая часть эпического проекта, посвященного российскому искусству лихих 1990-х. Вторая откроется в декабре. Совместное начинание «Екатерины» и «Гаража» кроме собственно выставок включает и трехтомный каталог.
6. Концерт Селены Гомес в СК «Олимпийский» 25 сентября
Едва достигшая совершеннолетия (по американским стандартам) жаркая техасская уроженка, посланница доброй воли ЮНИСЕФ, ветреная подружка Джастина Бибера, поп-дива, звезда наглого радикального фильма Хармони Корина «Отвязные каникулы» и сносная певица — на большой спортивной сцене.
7. Концерт Сержа Танкяна в «Крокус Сити Холле» 27 сентября
Политический активист и громоподобный рокер, вернувший металлу второе дыхание (слушайте архивные уже записи группы System of a Down), хорош и в образе почти кабаретного автора-исполнителя, выступающего в сопровождении симфонического оркестра.
8. «Тангейзер» в постановке Андрейса Жагарса в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 27, 29 сентября и 3 октября
Оперой Вагнера «Стасик» открывает новый сезон. За пультом — французский дирижер Фабрис Боллон, постановку осуществил директор Латвийской национальной оперы, а самое интересное в том, что хореографию спектакля придумал Раду Поклитару, чей прекрасный коллектив «Киев Модерн Балет», увы, прекратил свое существование в равнодушной к искусству столице Украины.
9. Гастроли Льва Додина в Москве в Театре им. Маяковского и театре Et Cetera с 28 сентября по 13 октября
Малый драматический театр — Театр Европы привозит из Петербурга пять шедевров Додина. Рядом с классическими «Бесами» (13 октября) — две недавних постановки, политизированные и острые «Коварство и любовь» (1, 2, 10 октября) и «Враг народа» (5, 6 октября): Шиллер и Ибсен звучат как рупоры современной оппозиции режиму. На открытии же — шедевр интимный: «Три сестры», в версии Додина ставшие настоящей новой драмой.