В процедуре принятия закона о реформе РАН найден подлог. Александр Белавин: Надежды на пересмотр закона у меня нет
В процедуре принятия закона о реформе Российской академии наук найдено несоответствие между стенограммой заседания, проходившего в Государственной думе, и аудиозаписью заседания. Об этом сообщает газета «Ведомости».
В стенограмме сказано, что предложение принять законопроект в третьем чтении сразу после голосования во втором сделал председатель комитета по науке Валерий Черешнев, который является последовательным противником закона. Исходя из аудиозаписи момента предложение было сделано не Черешневым, а полпредом правительства в Госдуме Александром Синенко.
Теперь фракция КПРФ, которая добивается отмены закона, может указать на нарушения процедур в жалобе в Конституционный суд, а сам Черешнев будет требовать исправления стенограммы.
Тем не менее, по мнению зампреда комитета по регламенту Надежды Герасимовой, данный инцидент не отразится на принятом законе, поскольку в том случае, когда депутаты уже проголосовали за принятие закона в третьем чтении, не имеет значения, кто его внес на рассмотрение.
Законопроект о реформе РАН был принят Государственной думой во втором и третьем чтении 18 сентября. Согласно документу, три государственные академии (РАН, РАМН и РАСХН) будут объединены, а имущество научных институтов, за исключением тех, что находятся в ведении региональных отделений Академии, передано в ведение специального федерального агентства. Кто его возглавит и как оно будет работать, на данный момент неизвестно.
Александр Белавин, физик-теоретик, член-корреспондент РАН:
Надежды на пересмотр закона нет. Может, в будущем появится: если ученые сумеют проявить большую активность, тогда что-то сдвинется. Активность научного сообщества в течение этих двух месяцев была недостаточной. Может, люди надеялись, что все как-то само обойдется.
В сентябре, незадолго до рассмотрения законопроекта о реформе РАН, по РЕН-ТВ показывали очень скандальный фильм, в котором руководство РАН уличалось в злоупотреблениях. Это все было сделано для того, чтобы, с одной стороны, подействовать на общественное мнение, а с другой стороны, специально для того, чтобы подавить сопротивление части Академии наук, которая была замешана в этих злоупотреблениях. Фильм играл роль средства пропаганды, хотя дальнейших расследований не было сделано. Это в очередной раз доказывает, что данный закон будет служить не тем целям, которые были озвучены.
С другой стороны, провести такую масштабную реформу будет достаточно трудно, и есть пословица: негативность российских законов компенсируется необязательностью их исполнения — вот только на это и можно надеяться. Разные люди, в том числе и президент РАН, надеются, что на уровне подзаконных актов последствия закона удастся смягчить. В любом случае мы должны продолжать заниматься наукой, не обязательно для того, чтобы оказать какое-то политическое противодействие, а чтобы более тесно общаться. За эти два месяца возникло объединение научных сотрудников — мы увидели друг друга, поняли, что ученые из абсолютно разных научных сфер имеют одинаковую позицию по отношению к этому закону. Это объединение для нас очень важно.