Игорь Бутман: У нас выпивающая страна, поэтому с депутатами бывают всякие инциденты
Валерий Трапезников, член генерального совета «Единой России»:
Я хочу сказать, что Исаев — святой человек, который принадлежит народу и думает только о судьбах России. Я его давно знаю, он хороший товарищ с большой буквы, и что с ним случилось, для меня непонятно.
Татьяна Николаева, консультант по этикету и деловому протоколу:
В случае с депутатом Исаевым я не знаю, что там правда, а что нет. Одни СМИ говорят одно, другие — другое. Но быть замешанным в скандале таким людям совсем нельзя, и если с ними происходят такие инциденты, то подать в отставку — правильное решение. Хотелось бы, чтобы это стало традицией. Если уж опозорился, то нужно уходить.
Максим Мищенко, экс-депутат Госдумы, член «Единой России»:
Был такой случай: я захожу в самолет, подхожу к своему месту, а там мужчина. Я сел рядом, когда уже задраили люк, и сказал: «Вообще-то, это мое место». А оказалось, что меня направили в другой самолет, и он летит вместо Санкт-Петербурга в Шанхай. Я, конечно, поднял скандал. В итоге мой самолет задержали на полтора часа, и когда я вошел в салон, на меня смотрели как на врага народа. Казусов может быть много самых разных.
Я считаю, что случай с Исаевым — целенаправленно раздутый конфликт. Каждый человек может оступиться, допустить грубость. Может быть, его спровоцировали. И теперь его враги начинают раскрутку этого скандала в СМИ, просто вытягивают за уши эту ситуацию. На страницах газет она выглядит ужаснее, нежели на самом деле. Если бы существовало видео, где он размахивает корочкой и кричит на кого-то, тогда можно было бы рассуждать. Интересно, почему тот парень вообще не стал снимать эту ситуацию на мобильный телефон? Я, например, всегда включаю мобильный телефон, когда возникают какие-либо конфликтные ситуации. Зная Исаева лично, я поверить не могу, что он это сделал. Должен после такого уходить человек или не должен — его личный выбор, но я бы не стал.
Дмитрий Гудков, политик:
В цивилизованных странах политики слагают с себя полномочия за любую оплошность. Многие ушли в отставку из-за плагиата в диссертации. А у нас чуть ли не каждый второй депутат с плагиатом, но складывать полномочия никто не спешит. От ухода из руководства «Единой России» Исаев ничего не проиграл. За партию все решения принимают в Кремле, ничего мужского в уходе Исаева нет. А вот если бы он сложил с себя полномочия депутата Госдумы — это другое дело. Но он же остался председателем комитета, он остался депутатом.
Светлана Журова, олимпийская чемпионка, депутат Госдумы, член «Единой России»:
Если человек становится политиком, он должен помнить, что везде есть глаза, есть средства коммуникации, которые все записывают. Люди что угодно могут вывесить в YouTube. У нас личной жизни нет, ее надо скрывать, чтоб никто не знал. Я знаю Исаева с совершенно другой стороны, очень много раз общалась с ним. Для меня как-то удивительно узнать, что он очень сильно кричал о том, что он депутат... Говорил ли, кричал ли, наезжал на всех — это вопрос. Видимо, его помощник вел себя не очень достойно. У нас достаточно часто с помощниками происходят разные истории. Многие депутаты общественных помощников не берут, потому что часто помощники бравируют своим высоким статусом больше, чем депутаты.
Евгений Волков, психолог:
В России публичные люди живут в изолированном пространстве, без обратной связи. Гражданское общество у нас почти на нуле, гражданская активность ограничена, существует монополия на оценки, власть, критику. Это и приводит к таким инцидентам.
Чиновники на высоких должностях дают задний ход лишь в том случае, если инцидент вызывает резкую общественную реакцию. Над самоограничениями им еще работать и работать. Исчерпан ли инцидент с Исаевым после того, как он ушел со своего поста, — это вопрос еще и личного его состояния, все зависит от того, какой урок он сам для себя извлек.
Игорь Бутман, саксофонист, член партии «Единая Россия»:
У нас все повышают голос. Общее хамство в нашей стране отражается и на депутатах. И если Андрей Исаев признал свою ошибку, сложил свои полномочия, то он чувствует себя человеком виноватым. Его извинения надо принять и дальше продолжать жить. У нас выпивающая страна, к сожалению или не к сожалению. Поэтому и бывают всякие инциденты. Но быть пьяным на борту, вне зависимости от того, депутат ты или нет, — это неправильно. Хотя пьяным-то был не сам Исаев, а его помощник. Но после того, как он извинился, можно считать инцидент исчерпанным.