Кино на «Снобе»: секс и отношения с человеком-невидимкой в фантастике «Расфокусин»
Оксане Михеевой 35 лет. Она окончила физико-математический лицей в Нижнем Новгороде и Нижегородское театральное училище им. Евстигнеева (специальность — актриса драматического театра). Затем Михеева поступила на сценарный факультет ВГИКа. Участвовала в лаборатории короткого метра «Культбюро» под художественным руководством Александра Котта. Первый показ ее дебютной режиссерской работы «Расфокусин» состоялся этим летом на «Кинотавре», где история горе-ученого, который никак не может раскрыть формулу невидимости, а когда раскрывает — сам становится этому не рад, сорвала самые громкие аплодисменты. В рамках фестиваля «Другое кино» «Расфокусин» показали в 30 городах России, а также на Якутском международном фестивале, международном фестивале в Стокгольме, на фестивалях в Грузии, Литве и неделе русского кино в Берлине. «Короче, фильм попутешествовал, и я даже за ним не успевала». Онлайн-премьера — у нас.
Сила судьбы. Творческий путь моей жизни был предрешен еще с детства. И, в общем-то, с курса я никогда не сворачивала. Окончила театральное, переехала в Москву и через полгода поняла, что актрисой быть все же не хочу. Тогда поступила во ВГИК, потом организовывала приличное количество кинофестивалей. Один из фестивалей продюсирую и по сей день — это открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Поэтому в киносреде я всегда находилась и нахожусь. Еще в какой-то момент появилась лаборатория короткометражного кино «Культбюро», где все накопленное пригодилось и воплотилось в режиссуру. За такие шутки. «Расфокусин» — мой дебют. Есть несколько фильмов, снятых по моим сценариям, в основном короткометражные и документальные, но думаю я о них по-разному, так что это отдельная история. А «Расфокусин» возник из шутки с моей приятельницей Лизой Клейнот. Шутка приобрела сценарную идею, я написала этот сценарий и сняла по нему кино. Вообще, эту историю было важно срочно реализовать, мне казалось, что она актуальна «сегодня». Я так ей болела, что спать не могла — так хотелось снять. Мне близка эта история тем, что она о сегодняшнем дне. Мне интересно время, в котором я живу. Не могу сказать, что все мне в нем нравится, но исследовать его и говорить о нем мне любопытно.
Игроки. Актера у меня в фильме три. Их особо не искали. У меня есть определенные предпочтения среди наших актеров, для меня очень важен ансамбль и точное попадание актерское в истории. Когда я пишу, уже представляю, кто бы мог это сыграть, мне честно говоря, так интереснее. Сашу Яценко я сразу представила в этой истории. Позвонила ему, отправила сценарий и уже утром получила смс от Саши: «Я прочитал. Здорово!» Тем более Саша в тот период оказался свободен. Как только определилось с Сашей, я быстро нашла ему киножену Катю Щеглову, которая, по-моему, талантлива не только в работе художника, но и актера. Впоследствии к нам еще присоединилась Маша Атлас и органично вписалась в ансамбль.
Вопросы технологий. В фильме много компьютерной графики, и это, конечно, непростой процесс. На постановку сцен под CG уходило гораздо больше времени. К тому же мы работали в сжатые сроки. Это было обоюдное решение между группой и продюсерами. Поэтому в основном мы придумывали на площадке. И даже то, что было раскадровано заранее, приходилось менять. Для таких сцен, конечно же, нужно делать тест до съемок. Но хорошо, что наш супервайзер присутствовал на съемках и помогал нам. Больше сложностей возникло на постпродакшене. Вообще с современными технологиями возможно сделать все, какую угодно графику. И тут возникает единственный вопрос — финансирование и, соответственно, исполнение.
Скорость. Съемочный период длился три дня. Единственная сложность случилась на третий день, когда наша смена продлилась 22 часа. Мы подготовились за четыре дня и сняли за три. То есть делали все ответственно и осознанно. А вот на посте уже было тяжелее. И это было связано опять же с компьютерной графикой. А так, на самом деле, у меня как у дебютанта были очень благоприятные условия для первого фильма.
Замечательный сосед. Квартира — это вообще наша радость. Ее нашла Юля Мишкинене, один из наших продюсеров, среди своих сотрудников студии. Нам ее предоставила Настя Луковникова — тоже начинающий режиссер. Работать с квартирой много не пришлось, она нам подходила и по духу, и по содержанию. Единственное, что пришлось сделать, — это создать из трехкомнатной однокомнатную квартиру, но это было не так сложно. С этой квартирой связана одна забавная история. Я попросила Катю Щеглову приехать пофотографироваться с Сашей Яценко, для съемки, не в ее съемочный день, к 9 утра. Катя не очень обрадовалась тому, что ради 15 минут ей придется куда-то ехать, да еще и в такую рань. Но учитывая единый порыв сделать это кино, Катя согласилась и спросила адрес, и тут выяснилось, что для этой фотосессии ей просто придется спуститься на пару этажей ниже ее квартиры. Оказалось, что Катя живет в этом же доме и в этом же подъезде. В связи с этим, несмотря на то что Катя снималась один день и была параллельно занята художественной подготовкой другого проекта, она все же контролировала художественную часть нашего фильма.
Оператор-постановщик. Отчасти именно Саша Симонов — оператор всех последних фильмов Алексея Балабанова — дал некий толчок для того, чтобы наш съемочный процесс запустился. Я пришла к Юле Мишкинене и показала ей сценарий. Особых возможностей не было тогда снимать, но она все же отправила сценарий Саше Симонову. Он прочитал и сообщил, что готов встречаться. Вот тогда-то мы и поняли, что назад пути нет. Если такой человек готов, мы уже должны идти дальше. Я позвонила продюсеру Насте Кавуновской, которая впоследствии продюсировала наш постпродакшен. Это она познакомила нас со своим партнером Александром Плотниковым, который и стал нашим генеральным продюсером. Мы встретились с ним в понедельник, а в субботу уже снимали. Работа с Сашей Симоновым была интересной. Его профессионализм я понимала уже до съемок, поэтому была заранее к этому готова. Учитывая, что это был мой первый опыт, я старалась максимально научиться и перенять опыт у старших товарищей.
О компромиссах и принципах. В короткометражном кино как раз можно быть более свободным, нежели порой в полнометражном. Связано это с тем, что короткометражное кино не коммерческое и заведомо подразумевает авторское высказывание практически без ограничений. Препятствий может быть два: это финансирование и продюсерский гнет. В моем случае продюсеры дали полную свободу действий в самовыражении и с финансированием стараются. Вообще, кинопроцесс — это вечная борьба принципов и компромиссов. И к этому надо быть готовым, держать всегда ухо востро, чтобы делать правильный режиссерский выбор в сторону того или иного.
Девушка поет. Я поклонница творчества Жени Любич. Когда я еще до съемок услышала ее песню Russian girl, сразу поняла, что это песня из моего фильма. Связалась с ней, рассказала про наш фильм, показала черновой монтаж, и Женя подарила нам эту песню. Вот так нам повезло.
Время «Второй жизни». Только что я закончила съемки фильма, который хотела снять еще до «Расфокусина». Second life — это проект, с которым я вошла в число финалистов первой лаборатории короткометражного кино «Культбюро». Этот фильм тоже о нашем времени, но более трагичный. Это история о присутствии компьютерного мира в нашей жизни, о его влиянии на нас. Это долгожданный проект. У нас сформировалась отличная команда единомышленников. Еще на этапе подготовки к проекту я хотела снимать фильм с оператором Юрием Никогосовым, но у Юры тогда не получалось, да и мы так и не запустились. Но спустя год все получилось так, как хотелось. Все-таки мы сняли фильм именно с ним — талантливым оператором и замечательным человеком. Также нас поддержала молодой талантливый художник Юлия Феофанова. В ролях у меня снялись те, кого я очень хотела видеть в этом фильме: Дмитрий Кубасов, Мария Шалаева и Яна Кошкина. И, несмотря на плотный КПП, ребята умудрялись шутить и создавать позитивную обстановку на площадке. Получилась отличная команда единомышленников: от осветителей и гримеров до актеров и режиссерской группы.
Лучше меньше, да лучше. Хотя у меня есть идеи для полнометражного дебюта, короткий метр, несмотря ни на что, бросать не хотелось бы. Уж очень мне нравится этот формат. Порой короткометражные истории бывают более емки в высказывании, нежели полнометражные. Жаль только, что в нашей стране этот жанр незаслуженно обходят стороной и в основном считают пробным и тестовым кино. В то время как в Европе оно уже давно заняло свою нишу. Будем надеяться, что и у нас что-то изменится в эту сторону.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.