Итоги-2013. 50 необходимых сериалов: тотальный гид по лучшему в телеэфире
I. ДВА ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТИВИСТА ГОДА
Неотразимые сериалы об изнанке партийной работы — один очень серьезный и один очень смешной.
«Карточный домик» / House of Cards (Netflix)
Новинка с самым большим IQ, «Вся королевская рать» наших дней. Интернет-канал Netflix вложил в сериал около 200 миллионов долларов, усадил в режиссерское кресло Дэвида Финчера, на главные роли сумел заполучить Кевина Спейси и Робин Райт — но вместо того, чтобы чахнуть над златом, сделал весь сезон доступным в первый же вечер показа. Очередной телевизионный удар под дых большому кино.
«Альфа-дом» / Alpha House (Amazon)
House of Cards наоборот: разнузданный ситком про четырех конгрессменов-республиканцев, вместе снимающих квартиру в Вашингтоне, чтобы сэкономить. В основе — реальная история, но образы, конечно, утрированы. Пока смотришь, ловишь себя на мысли, какой шикарный российский римейк можно сделать. Впрочем, у нас и так что не новость из Думы — очередная «Женитьба Фигаро».
II. ШЕСТЬ САМЫХ СМЕШНЫХ ПРЕМЬЕР ГОДА
Робин Уильямс импровизирует, Майкл Джей Фокс добивает болезнь Паркинсона, Гарри Поттер читает Булгакова, Гендальф изображает старого гея, британский программист соблазняет голливудских моделей, а нью-йоркские полицейские дурачатся на рабочем месте.
«Грешники» / Vicious (ITV)
Умопомрачительный ситком про брак, заключенный на небесах. Супруги — а) сварливые старики; б) аристократичные геи; в) образцовые британцы; г) сыграны большими актерами — Иэном Маккеланом (Магнето из «Людей Икс» и Гендальф известно откуда) и Дереком Джейкоби, успевшим побывать чуть ли не всеми шекспировскими героями. Оба — открытые геи, но эфирное время используют не для борьбы, а для сатиры, в первую очередь — на своих.
«Записки юного врача» / Young Doctor’s Notebook (BBC)
По совести говоря, этот сериал вышел в 2012-м, но до России, которой предназначался, дошел лишь летом 2013-го. И, честное слово, его стоило подождать. На первый взгляд эта британская экранизация Булгакова — просто комедия: дикая, кровавая, местами истерически смешная и черная, как ночи русской зимы. Но на самом деле за кривляньями Дэниела Редклиффа и страданиями Джона Хэмма скрывается настоящая трагедия — о том, как бездарная жизнь губит чистую юность.
«Безумцы» / The Crazy Ones (CBS)
Первый за десятилетия комедийный сериал с Робином Уильямсом, смешной и странный. Классик стендапа играет чокнутого главу рекламного агентства, Сара Мишель Геллар — его дочку и бизнес-партнера. В каждой серии решаются кейсы реальных компаний. Поговаривают, что половину диалогов Уильямс сочинил сам.
«Шоу Майкла Джей Фокса» / The Michael J. Fox Show (NBC)
Вяло стартовавший, но раззадорившийся к середине сезона ситком о неунывающем телеведущем, страдающем болезнью Паркинсона. Обаяние сериала в том, что актер Майкл Джей Фокс, нестареющий пацан из «Назад в будущее» и обладатель трех «Эмми», посвятил свою жизнь ровно тому же — мужественному смеху над тяжелым недугом. Есть вероятность, что новая роль принесет ему второй «Золотой глобус».
«Бруклин 9-9» / Brooklyn Nine Nine (FOX)
Абсурдная комедия про полицейский департамент, в котором собрались сплошные фрики. Последний раз такой дикий юмор встречался в сериалах Go On и Don’t Trust B- in Apartment 23 — и оба закрылись. Надо ловить момент.
«Давай знакомиться» / Hello, Ladies (HBO)
Казалось бы, ситкомы про неудачников в поисках секса давно вышли из моды, но это шоу высоколобого канала HBO реанимирует жанр мощным разрядом иронии. Главный герой, актер, сценарист и режиссер — британский комик Стивен Мерчант, похожий, прямо скажем, на долговязого крокодила. Зато этот человек создал шоу «Офис», завоевал кучу «Золотых глобусов» и воспитал в себе одновременно тонкое и агрессивное чувство юмора, способное любого довести до слез восторга.
III. ТРИ САМЫЕ ТАИНСТВЕННЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ГОДА
Всадник без головы, но с пулеметом, Леонардо Да Винчи как средневековый Бэтмен, Дракула как борец против нефтяной иглы.
«Сонная лощина» / Sleepy Hollow (Fox)
Перенесенная в современность легенда о Сонной лощине. Начинается диковатой прогулкой Всадника без головы с пулеметом наперевес в духе Шварценеггера. Но с каждой следующей серией нежной химии между героями становится все больше, а связь между реальной историей войны за независимость и тысячелетней мистикой — все крепче и грандиознее. Лучшее готическое фэнтези года.
«Дракула» / Dracula (NBC)
Любопытная попытка встроить графа Дракулу в политический контекст. В этой версии своего жития он вместе с Ван Хельсингом экспериментирует с альтернативными источниками энергии, чтобы уничтожить нефтяную мировую закулису. Делается это не столько для того, чтобы предотвратить войны двадцатого века, сколько чтобы отомстить всесильному Ордену Дракона за смерть семей героев. В остальном — тот же Стокер.
«Демоны Да Винчи» / Da Vinci Demons (Starz)
Неожиданно сочная и авантюрная телебиография флорентийского изобретателя. Он тут молод, облачен в кожаные штаны, одинаково любим женщинами (и ох, какие тут женщины!) и мужчинами (здесь промолчим), но сам испытывает сильные чувства лишь к искусству и науке. Страсть к знаниям делает его личным врагом папы римского, лучшим другом клана Медичи и участником бессчетных авантюр. Тут и Дракула, и тайные ордена, и перспектива путешествий во времени, и макиавеллизм, и инженерные чудеса в каждой серии, и нескончаемый праздник жизни. Сериал-оргия, честное слово.
IV. ЧЕТЫРЕ САМЫЕ АРТХАУСНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ГОДА
«Над пропастью во ржи» двадцать лет спустя, серьезный разговор о семье и смерти на французском языке, новое «Молчание ягнят» и манифест феминизма за подписью Джейн Кэмпион.
«На зов скорби» / Les Revenants (Canal+)
Пронзительная, по-европейски медленная и глубокая притча о смерти. Альпийский городок не может выйти из траура: несколько лет назад в пропасть сорвался школьный автобус. Однажды молитвы родителей доходят до адресата, и мертвецы возвращаются в город. Они не похожи на зомби, ничего не помнят и ведут себя не хуже живых, но уже в первых сериях становится ясно: судьбе лучше не перечить. Придуманный во Франции Les Revenants — главное достижение сериального артхауса на текущий момент. В 2013 году шоу было переведено для американского канала Sundance и благодаря этому нашло своего зрителя в России.
«Исправить ошибки» / Rectify (Sundance)
Созерцательный арт-хит канала Sundance — история про сорокалетнего Холдена Колфилда, полжизни просидевшего в тюрьме по обвинению в изнасиловании и убийстве королевы школьного бала. За недостаточностью улик героя временно отпускают, и он тихо учится жить в дивном новом мире. Сериал похож одновременно на все драмы и комедии, побеждавшие на фестивале Sundance, сразу: живой, но малоподвижный; одновременно мелководный и глубокий; полный дешевого символизма и искренней любви к кино. Вещь на любителя, но если понравится — пропадете.
«Крах» / The Fall (BBC)
«Крах» — это триеровская «Меланхолия», врезавшаяся в планету сериалов. Здесь есть исходные данные для хорошего детективного триллера: переведенный на осадное положение Белфаст, сексуальный маньяк, выписанная из Лондона охотница на самых опасных преступников (Джиллиан «агент Скалли» Андерсен, между прочим!), жестокие полицейские и беспринципные журналисты. Но вся интрига раскрывается в первые минуты, и вместо саспенса сериал предлагает очароваться тем, как герои испытывают апатию перед злом и усталость от жизни. Травматическое зрелище, но после просмотра — страшно бодрит.
«Вершина озера»/Top of the Lake (Sundance)
Сериал превращает сказочную хоббитскую Новую Зеландию в театр мистического зла вроде Твин Пикса. В маленьком фермерском городке пропала беременная школьница, жертва насилия и уродской семьи. Несчастная секта сумасшедших, но безопасных женщин разогнана царьками-ковбоями. Идет охота на ведьм и педофилов. Горожане превращаются в диких зверей, причем вовсе не львов и волков. Скорее, грызунов. Процесс гниения пытается остановить одна единственная девушка-следователь из столицы. Впрочем, она не совсем одна: ей помогает режиссер Джейн Кэмпион — женщина из той же стали, что и Кэтрин Бигелоу.
V. ПЯТЬ САМЫХ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРЕМЬЕР ГОДА
Новый киберпанк, апокалиптический вестерн, человечный Стивен Кинг, сериал по мотивам комикса века и глубина сибирских руд глазами американцев.
«Почти человек» / Almost Human (Fox)
Современная версия «Бегущего по лезвию» — не такая мрачная, не такая мужественная и не такая глубокая, но зрелищная, изобретательная, человечная и очень веселая. Начинается все крайне серьезно, но к пятой серии отношения сурового копа и его андроида-напарника превращаются чуть ли не в ромком. Поверхностный, но обаятельный киберпанк, который захватывает, как ковыряние в новом айфоне.
«Вызов» / Defiance (SyFy)
Футуристический вестерн про то, как лет через сто будет выглядеть захваченная пришельцами Америка. Не такой остроумный и одухотворенный, как сериал «Светлячок», но тоже занятный. Помимо милых сердцу отсылок к классической фантастике, Гражданской войне и мифам о Диком Западе, здесь встречается убедительное описание жизни общества, в котором у всех разный цвет кожи, разное количество конечностей, разные вера и культура.
«Под куполом» / Under The Dome (CBS)
Не такая напряженная, как нам мечталось, но все равно любопытная экранизация романа Стивена Кинга про город, оказавшийся под колпаком у пришельцев. Сериал спродюсирован тезкой-Спилбергом, который в последние годы стал совсем мягкотелым гуманистом — поэтому изолированное сообщество здесь больше похоже на философский кружок, чем на жестокое племя из «Повелителя мух».
«Сибирь» / Siberia (NBC)
Вторая за год после «Тайны перевала Дятлова» американская попытка изобразить Россию огромной черной дырой, в которой творятся паранормальные вещи. Сериал стилизован под снятое ручной камерой реалити-шоу, герои которого поначалу просто едут перезимовать в тайге, но затем оказываются со всех сторон обложены нечистой силой. Медведи, инопланетяне, привидения, военные, эвенки, стражи Тунгусского метеорита — все хотят кусочек американского тела. Абсурдный, но очаровывающий своим безумием сериал.
«Агенты Щ.И.Т.» / Agents of S.H.I.E.L.D. (ABC)
Высокобюджетный сериал по мотивам «Мстителей», самого кассового комикса планеты. На первый план выведены талантливые второстепенные актеры, в большом кино игравшие фриков и клоунов. Режиссер тот же — остроумный Джосс Уидон, автор «Баффи» и «Светлячка». Секретная организация «Щ.И.Т» своим устройством пародирует и классическую «Бондиану», и «Секретные материалы». Все вроде бы на месте, в кадр то и дело заглядывают суперзвезды, но магии не получается: сериал вышел довольно скучным. Однако любителям комиксов его пропускать нельзя.
VI. ПЯТЬ САМЫХ РУССКИХ ПРЕМЬЕР ГОДА
Отечественные сериалы, два из которых можно порекомендовать всему миру, а три — всем рожденным в СССР
«Шерлок Холмс» («Россия»)
Новый русский сериал не оппонирует советскому, а выстраивает собственный миф. Главный герой здесь — отчаянно пытающийся заработать писательским трудом Ватсон (покойный Андрей Панин). Он приносит истории про Холмса своему издателю (Александр Адабашьян) такими, какие они есть, — грязными, жестокими и непростыми. И Холмса (Игоря Петренко) — неряшливого, вспыльчивого и замкнутого — не приукрашивает. Но редактор его беспощадно правит, и в итоге получается тот самый эталонный советский сериал. Дедукции здесь маловато, зато тонкого юмора — через край. А уж какая тут Хадсон — Дапкунайте!
«Оттепель» («Первый канал»)
Абсолютно американский сериал, каким-то образом снятый Валерием Тодоровским в России. Это как «Безумцы» и «Блудливая Калифорния», только в советских декорациях и с русской витальностью. Есть ощущение, что «Первый канал» с помощью этой «Оттепели» напоследок помахал рукой той аудитории, которую нежно любит, но на людях вынужден демонстративно гнобить. Здесь постоянно курят, без всяких трагедий делают аборты, свободно занимаются любовью, гнут на втором плане гей-линию, бьют по лицу зло в погонах и вслух думают о том, как интеллигенту сотрудничать с властью. Вопрос, похоже, поставлен неверно. Не «как», а «где». На «Первом канале».
«Крик совы» («Первый канал»)
Некоторые российские актеры способны своим появлением оправдать и украсить что угодно. Таким был Андрей Панин («Шерлок Холмс»), такими стали Александр Яценко («Оттепель») и Сергей Пускепалис, сыгравший в по хорошему странном сериале «Крик совы». Время действия — 1957 год, место — маленький город Остров, похожий на советский Сайлент-Хилл. Действующие лица — маньяки, немецкие шпионы, уголовники, население как в «Трудно быть богом», туман и постоянная ночь. Пускепалис играет агента КГБ и, как и положено хорошему нуару, у него есть напарник — местный милиционер. В его роли Андрей Мерзликин. Но даже эти двое не в силах справиться с мистическим, парализующим и их, и зрителя злом.
«Пепел» («Россия»)
Лучшие российские сериалы года построены на мужских тандемах. В «Оттепели» — Яценко и Цыганов, в «Шерлоке Холмсе» — Петренко и Панин, в «Крике совы» — Пускепалис и Мерзликин. В «Пепле» и вовсе задействовано оружие массового поражения — Владимир Машков и Евгений Миронов. Играют они офицера Красной армии и вора в законе, обменявшихся судьбами в вагоне поезда. Для Машкова это в каком-то смысле повторение «Вора», для Миронова — «Затерянного в Сибири». На втором плане — Гармаш, Хаматова, Лядова и Мамонов, в режиссерском кресле — обычно снимающий в Голливуде Вадим Перельман, но есть ощущение, что «Пепел» не использует и четверти своего драматургического потенциала. Впрочем, здесь все равно интересно.
«Бомба» («Россия»)
Дикий сериал о том, как советского разведчика отправили в США воровать чертежи атомной бомбы. В сюжет одновременно вплетены блокадный Ленинград, диверсии в Европе, несколько спецслужб разных стран, возвышенный быт академгородков, радости американской жизни, по-настоящему кровавая гебня, уморительный еврей-интриган в исполнении покойного Андрея Панина и, конечно же, сталинские лагеря. Самое удивительное, что сериал подкладывает под имперские амбиции зрителей такую же бомбу, какую в свое время подложил под американцев Пол Верхувен в фильме «Звездный десант». Это одновременно и слава КПСС, и глубоко антитоталитарное высказывание, каким-то образом оказавшееся в эфире «России».
VII. ЧЕТЫРЕ КРУТЫЕ ПРЕМЬЕРЫ, У КОТОРЫХ ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ
Ирландские гангстеры пытаются легализоваться в блудливой Калифорнии, британцы наносят удар по «Подпольной империи», Бонни и Клайд восстают из мертвых, а Лос-Анджелес 40-х упивается собственными блеском и нищетой.
«Город гангстеров» / Mob City (TNT)
Эталонный нуар: послевоенный Лос-Анджелес, накрасившаяся яркой помадой ночь, стрекот автоматов Томпсона, широкие подбородки и стильные шляпы. Создатель сериала — Фрэнк Дарабонт, человек, подаривший нам лучшие экранизации Стивена Кинга.
«Бонни и Клайд» / Bonnie & Clyde (History)
Мини-сериал канала History, имеющий очень опосредованное отношение к истории: Бонни и Клайд здесь предстают совсем не такими, как в классическом фильме с Уорреном Битти и в «Википедии». Зато играют их прекрасные актеры Эмиль Хирш и Холлидей Грейнджер, превращающие Великую депрессию во вневременную модель хаоса в юных сердцах и головах. Этот финт прибавляет сериалу зловещей актуальности, но при этом не умаляет его исторического шика.
«Рэй Донован» / Ray Donovan (Showtime)
Современный калифорнийский нуар, сменивший на канале Showtime «Декстера». Главный герой — консильери голливудских звезд, решающий их проблемы с законом, мафией и папарацци. На работе все под контролем, но в семье — хаос: два неблагополучных брата, несчастная жена, бунтующая дочь и отец-уголовник. В роли последнего — изголодавшийся по настоящей работе Джон Войт. Главный злодей первого сезона — не менее инфернальный Джеймс Вудс.
«Заточенные кепки» / Peaky Blinders (BBC)
Британский ответ забронзовевшей американской «Подпольной империи». В центре сюжета — ирландский мафиозный клан, честно оттрубивший свое на полях Первой мировой и вернувшийся в совершенно незнакомую Англию. Как и принято на канале BBC, в один змеиный клубок здесь собраны все: молодой Черчилль, католики, протестанты, коммунисты, суфражистки, спецслужбы и даже китайские иммигранты.
VIII. ТРИ СПОРНЫХ РИМЕЙКА ГОДА
Коррумпированные копы едут из Эдинбурга в Детройт, датско-шведский мост переносится на границу США и Мексики, а знаменитый коп-инвалид становится чернокожим.
«Низкое зимнее солнце» / Low Winter Sun (AMC)
Американский римейк шотландского нуара о продажных копах. И оригинал, и копия похожи на какую-то мрачную пьесу потерявшего юмор Мартина Макдонаха. Герои, вместе совершившие преступление, превращаются в параноиков и совершают одну роковую ошибку за другой. Это не «Плохой лейтенант», но что-то близкое. А Детройт, город мертвой экономики, здесь играет так, что ему хочется дать «Оскар». Все бы хорошо, но британский оригинал был еще в пять раз круче.
«Мост» / The Bridge (FX)
Сюжет крутится вокруг расследования убийства, произошедшего то ли в США, то ли в Мексике: половина трупа лежит в одной стране, половина — в другой. В отличие от скандинавского триллера, налицо диалектика цивилизаций, но сериал избегает политических, культурных и социальных смыслов. Зато в главной роли любимая Тарантино и европейскими режиссерами Дайана Крюгер.
«Айронсайд» / Ironside (NBC)
Сериал полувековой давности про прикованного к инвалидному креслу полицейского-денди стал брутальнее, энергичнее и проще, а главный герой сменил цвет кожи. Это все еще повесть о настоящем человеке, но написанная менее изобретательным языком. Зато — продолжая анатомические метафоры — очень твердой рукой.
IX. ЧЕТЫРЕ САМЫЕ ЭПОХАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ГОДА
Викторианская Англия, Война Алой и Белой розы, Америка конца 50-х и последнее обострение холодной войны.
«Мистер Селфридж» / Mr. Selfridge, (BBC)
Быстрый, легкий и веселый сериал, поющий гимн труду и авантюризму. В основе — реальная история американского магната, приехавшего сто лет назад в чопорный Лондон с целью построить демократичный торговый центр. Каждая серия — захватывающий бизнес-кейс.
«Белая королева» /The White Queen (BBC)
Единственная приличная средневековая драма сезона — история вдовы Ланкастера, которая вышла замуж за Йорка, стала владычицей Англией и сыграла в такую игру престолов, что Джорджу Мартину и не снилось. В новой трактовке известных исторических событий Элизабет Грей предстает не королевой белых фигур на шахматной доске, а самой настоящей Королевой Чужих — смертоносной, непостижимой мужским умом самкой
«Мастера секса» / Masters of Sex (Showtime)
Трагикомедия о двух американских врачах, увлеченно исследующих природу человеческого оргазма. Заниматься этим богопротивным делом им приходится во враждебной среде, но они не сдаются: вербуют проституток, шантажируют профессуру, развращают медперсонал и жертвуют ради науки собственным телом. Сериал явно хочет сменить «Безумцев», но лучше бы он не метил в серьезные драмы, а почаще шутил. В главных ролях — очаровательная Лизи Каплан и несколько забронзовевший Майкл Шин.
«Американцы» / Americans (FX)
История жизни «спящих» агентов КГБ, живущих в тихом американском пригороде образца 80-х в ожидании часа икс. Сериал для тех, кто любит «Родину», но вместо арабской угрозы предпочел бы иметь дело со старым добрым СССР. Драматургия слабее, материал — роднее.
X. ЧЕТЫРЕ ОСОБО ОПАСНЫХ СЕРИАЛА ГОДА
Лысый одиночка шантажирует ФБР и ЦРУ, а злодеи из «Психоза» и «Молчания ягнят» обзаводятся собственными сериалами.
«Мотель Бейтса» / Bates Motel (A&E)
Психиатрический подход к «Психозу» Хичкока — вовсе не такая хорошая сценарная идея, как может показаться, но сериал про трудное детство Норманна Бейтса все равно хорош. В первую очередь благодаря маме маньяка, которую играет страшно недооцененная голливудская славянка Вера Фармига.
«Ганнибал» / Hannibal (NBC)
Новый взгляд на жизнь и творчество Ганнибала Лектера; вместо Энтони Хопкинса — популярный в Голливуде датчанин Мадс Миккельсен (пользуясь случаем, рекомендуем его «Охоту»). Незабываемый пилот снял Дэвид Слейд — автор одного из самых жутких вампирских фильмов «30 дней ночи» и по-настоящему страшного триллера «Леденец» о встрече несчастного педофила и девочки-смерти.
«Черный список» / The Blacklist (NBC)
Чересчур напыщенный, но лихой и умно написанный детектив про плута, манипулирующего всеми американскими спецслужбами разом. Те, впрочем, довольны сотрудничеством: якобы раскаявшийся мафиозный гений помогает им обезвреживать таких же злодеев, как он сам.
«Банши» / Banshee (Cinemax)
Провинциальный триллер про уголовника, волею судеб ставшего шерифом; создатель — Алан Болл, обладатель «Оскара» за «Красоту по-американски». За красоту в сериале отвечает славянская актриса Ивана Милицевич, за Америку — реднеки, гангстеры, амиши, выродившиеся индейцы и прочие неблагонадежные, но страшно колоритные персонажи.
XI. 10 ПРОДОЛЖЕНИЙ СТАРЫХ, НО, ПРЯМО СКАЖЕМ, ЛЮБИМЫХ СЕРИАЛОВ
В «Игре престолов» начинается серия пенальти, «Американская история ужасов» иссякла, «Доктор Кто» фееричен, как пятьдесят лет назад, и другие главные новости года.
«Игра престолов» / Game of Thrones (HBO)
В третьем сезоне мрачного фэнтези случилось невероятное: злодеи за пару минут вырезали главных положительных героев саги. Большим шоком было бы только убийство Фродо где-нибудь на болоте. Именно в этой непредсказуемости (для тех, кто не читал) — величие сериала.
«Подпольная империя» / Boardwalk Empire (НВО)
Когда этот сериал в духе «Крестного отца» только начинался, многие с иронией сравнивали Стива Бушеми с В. В. Путиным. Дошутились: к четвертому сезону герой, победив всех врагов, остался в полном одиночестве, умирает от тоски и явно желает того же миллионам заложников-зрителей.
«Доктор Кто» / Doctor Who (BBC)
В ноябре британский фантастический сериал отметил пятидесятилетний юбилей совершенно феерическим спецэпизодом. Его теперь можно смотреть всякий раз, когда взгрустнется. Ну их, это шампанское и «Женитьбу Фигаро».
«Отдел новостей» / Newsroom (НВО)
Второй сезон любимого шоу российских журналистов показал, что построение безупречных медиа — работа долгая, сложная и далеко не такая захватывающая, как может показаться. Немалая часть зрителей заскучала и решила для себя: вон из профессии.
«Костюмы в законе» / Suits (USA Network)
Зато в главной юридической драме по-прежнему кипит жизнь: «Костюмы в законе» — все еще лучшее шоу об офисных войнах, романтическом трудоголизме, деловой этике и мужской дружбе.
«Управление гневом» / Anger Management (FX)
Чарли Шин снова устроил «Апокалипсис сегодня» на съемочной площадке своего ситкома. Результатом вспышки безумия главного американского бунтаря стал уход из сериала Сельмы Блэр. Стало прохладнее, но «Управление гневом» — все еще один из самых забавных и легких ситкомов в эфире.
«Ад на колесах» / Hell on Wheels (AMC)
Главный сериал о рождении американской нации к третьему сезону сменил на переправе сценаристов и заметно взбодрился. Теперь строительство трансконтинентальной железной дороги — не только чугунная метафора становления демократии, но и лихой вестерн. Впрочем, и раньше было не оторваться.
«Американская история ужасов» / American Horror Story (FX)
Первый сезон «Американской истории ужасов» начался как пародия на страшилки про проклятый особняк, а закончился оглушительной семейной сагой. Второй был не таким содержательным, но по-настоящему жутким и лихо закрученным. У третьего ни начинки, ни формы. Великая актриса Джессика Лэнг, не выдержав позора, хлопнула дверью. Прощай, детка, прощай.
«Улица Потрошителя» / Reaper Street (ВВС)
Грязная, реалистичная и страшная версия Шерлока Холмса после второго сезона была снята с эфира. Сыщики отправлены в отставку, злодеям развязаны руки. А жаль: экскурсия в эту похотливую и гнилозубую викторианскую Англию была не менее увлекательной, чем в официально-джентльменскую.
«Ходячие мертвецы» / Walking Dead (AMC)
Некогда эффектный сериал про зомби-апокалипсис превратился в своих героев — малоподвижных, депрессивных, вечно ноющих, но кровожадных трупов. Зато имеет наглость притворяться «Повелителем мух» наших дней. Ату его, ату.