Кино на Снобе: забавы молодых в комедии «Кое-что о Белкине»
Елене Кузнецовой 38 лет. После филфака МГУ она работала в основном со словами, не с образами. Буквы привели ее и к поступлению на мосфильмовские курсы редакторов сценариев, после чего Елена решила получить еще одно образование — на Высших режиссерских курсах. «Кое-что о Белкине» — ее дипломная работа, история о молодом неустроенном москвиче, волей-неволей напоминающая «Курьера» Карена Шахназарова. Сама режиссер, впрочем, подобного референса в голове не держала. Фильм не участвовал ни в одном кинофестивале, что Кузнецова объясняет следующим образом: «В отношении готовых работ я довольно ленива, увы, за фестивалями не слежу и участвовать в них не стремлюсь. И, конечно, зря. Но я себя утешаю тем, что я командный игрок, и если я буду работать в большом производстве, у меня будет человек, который этим займется». Онлайн-премьера «Белкина» — у нас.
Во французской стороне. Сначала я училась в МГУ, на филфаке. Потом работала переводчиком, журналистом, редактором всяким-разным. Лет пять назад ушла из газет и журналов и пошла учиться на «Мосфильм» на курсы редакторов сценариев к Армену Медведеву, после чего год там работала редактором. Ну а потом поступила на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Хотиненко, Финну и Фенченко. Ну и так получалось, что попутно тоже все время училась: то вот Высшие курсы отправили в Италию, к Тонино Гуэрре на семинары, когда он еще жив был, то в Парижскую киношколу попала прошлой осенью. Хотя совсем не хочется присваивать себе имена, просто всегда здорово послушать умных людей.
Жизнь ума. Я поняла, что хочу стать режиссером, лет в 17. У меня была книжка «Куда пойти учиться», ну, у всех была, и я ее читала. Вообще раньше любила справочники читать. И вот я читала, и над каждой страницей вставала судьба моя, и всюду благополучная: я правда считала, что все могу. Ну это, наверное, в силу возраста. В общем, все могла, а когда дошла до ВГИКа, поняла, что вот это еще и хочу. Позвонила разузнать, а мне говорят: «Девочка? 17 лет? Режиссером? А вы в своем ли уме, детка?» Ну это давно было, когда в кино на сто мужчин-режиссеров приходилась одна женщина, и уж если она приходилась, от нее ждали, чтобы она была такой вот глыбой уже, как Лариса Шепитько, например. Я не расстроилась, но мысль где-то там на задворках, конечно, жила. А потом просто удачный момент, стечение обстоятельств, и я решила проверить, зря она жила там или нет.
Памятные кадры. Предыдущие работы — это этюды учебные. Я их люблю, потому что это было весело, хотя, конечно, сейчас бы я все сделала по-другому, но это очень нормально как раз. Я ими не любуюсь, это мои личные воспоминания, ну и лица друзей там, что всегда приятно. Мы все помогали друг другу, когда учились.
Испанские миниатюры. Как-то я была у своей подруги в Испании, она недавно родила дочку и возилась с ней в тот момент, а мне надо было чем-то себя занять. Я взяла ноутбук, легла на диван и написала пять страниц. Одни диалоги. Так родилась история фильма «Кое-что о Белкине».
Жар и холод. Актеров для «Белкина» я недолго искала, почти все они мои друзья, но они играют не потому, что друзья, а потому что лучше них никто не подошел бы. Для двоих я специально придумала эпизоды, чтобы иметь удовольствие с ними пообщаться — это персонажи Кати Смирновой и Вадима Ватагина (http://www.snob.ru/selected/entry/65400). Вадик — как раз один из тех друзей, которого мне просто захотелось там снять. Эпизод с ним ничего же не дает для сюжета, в учебниках по драматургии такие велят выбрасывать, но для меня это самый любимый момент. Вадика я многократно снимала в этюдах – это и в процессе весело, и на выходе здорово. У него природная органика. Так же как у исполнителя главной роли Кирилла Герра, который вообще-то по профессии оператор. Со всеми актерами великолепно работалось, потому что они мало того что талантливые, так еще и друзья. Когда еще встретишь актера, который бы в минус 15 ночью сам ставил свет во дворе. Ну или актрису, которая на собственной кухне варит глинтвейн для тех, кто мерзнет в этом дворе.
Автограф режиссера. В начале фильма, в сцене с примеркой купальника, действительно появляюсь я. Должна была сыграть моя подруга, но она приболела, и поскольку снимали у меня дома этот эпизод, то мое участие было логичным, хотя и не лучшим решением.
Из какого сора. Съемки проходили в знакомых квартирах и дворах. В общем-то, фильм стал моей дипломной работой, а снимался он просто так, без какого бы то ни было умысла. Поэтому бюджета особого не было, тысяч сто было потрачено, в основном на еду, аренду света и такси. И не было мегасерьезного какого-то отношения к происходящему, долгой подготовки, выбора объектов. Когда есть энергия, все само разруливается. Кино вообще в большей мере зависит от энергии, могут быть все компоненты для хорошего фильма, и выйдет посредственность, и наоборот, невесть из какого сора прорастет что-то стоящее.
Про влияния. Никаких референсов в голове я не держала, когда все это придумывала. Ничего такого не было. Вообще не понимаю и боюсь желания снимать как кто-то. Но сравнения с «Курьером», например, мне приятны, я считаю, это один из лучших фильмов советского времени.
Маленькие визитки. Для короткого метра сложно найти бюджет просто потому, что мало кому нужны короткометражки. Это такая ваша личная игра сначала, а потом визитная карточка, если все хорошо выйдет. Было бы веселее, если бы в кинотеатрах шли программы короткого метра — лично я бы ходила. Но понятно, что у нас с полным-то метром беда, а чтоб зритель в короткий поверил, даже не знаю, что нужно сделать. Да и материала-то хорошего мало, честно говоря.
Там, внутри. История ко мне вообще никакого отношения не имеет. Ну вот разве что был в моей жизни эпизод, когда мы втроем с друзьями сидели в машине, заиграл по радио R.E.M., мы сделали громче и стали подпевать дурными голосами. Но все же я считаю, что все герои, которых ты придумываешь, в тебе присутствуют. Ты их из себя вытаскиваешь — из своих желаний, фантазий, страхов, комплексов. И в этом смысле история мне близка и понятна.
Кукушен прилетит. Прошлым летом я сняла полный метр «Кукушен» по своему сценарию, продюсером выступил Александр Плотников из Lookfilm («Расфокусин» Оксаны Михеевой, «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова и др. — Прим. ред.). Сейчас занимаюсь монтажом. Есть еще несколько сценариев, надо что-то с ними делать, вероятно.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru