Кино на «Снобе»: Чехов и киргизская степь в драматической комедии «Чайка»
Елизавете Стишовой 33 года. Она училась на актерско-режиссерском курсе у Бориса Юхананова в ГИТИСе (РАТИ), потом поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, в мастерскую Владимира Меньшова. Своей первой настоящей киноработой Елизавета считает игровую «Чайку», действие которой происходит в Киргизии. Это отчаянная история старого учителя русского языка и литературы, оказавшегося в новые времена не нужным. Но не сдающегося — и оттого ставящего с деревенской детворой бессмертную пьесу Чехова. Фильм хорошо прошел по кинофестивалям: «Мы получили первый приз в Киргизии на фестивале “Кыргызстан — страна короткометражного кино”, это фестиваль стран СНГ, — рассказывает режиссер. — Потом получили три приза на “Святой Анне”: за фильм, сценарий и операторскую работу. Потом был ”Киношок”, где мы получили Гран-при. Еще был Гран-при на фестивале “Будем жить” и на еще одном фестивале в Бишкеке. Также мы получили спецприз на фестивале “Арткино”. Фильм был на фестивалях в Армении, Турции, Эстонии, Исландии, сейчас поедет на фестиваль в Бухарест». Онлайн-премьера — у нас.
Вот как бывает. Не могу ответить для себя на вопрос, как я поняла, что хочу стать режиссером. Так же как не могу ответить на вопрос, как я оказалась в Киргизии. Это все просто случилось. Мои работы до «Чайки» — это наброски и пробы. Были очень ценные для меня вещи, но фильмами я не могу их назвать.
Птица правды. Мы снимались со сценаристом «Чайки» Алисой Хмельницкой в фильме у нашего однокурсника Феликса Витковского в Одессе зимой. Феликс заставлял нас много пить, чтобы мы не заболели. Мы много пили и рассуждали о судьбе России и бывших странах Советского Союза. Однажды к нам прилетела чайка. Она все время была с нами на площадке и вела себя очень нагло. Пыталась воровать еду, кусалась. Вот Алиса и придумала эту историю.
Сбор труппы. Прототипом главного героя был Талип Ибраимов, киргизский писатель, сценарист и редактор «Кыргызфильма». Я его люблю. Он красавец и прекрасно хохочет. Но сниматься он отказался и посоветовал мне Асана Аманова. Самый действенный кастинг в Киргизии — это бегущая строка по ТВ, к нам шли толпы людей. Довольно быстро мы всех нашли, гонялись только за турком. Турки не хотели сниматься, а этот парень, Юнус, который в итоге согласился, говорил только на турецком и практически нас не понимал. Я не уверена, что он вообще понимал, куда он едет и зачем.
Дети и бандит. Что касается главного героя, то есть места в фильме, которые я бы с удовольствием пересняла. Еще обидно, что Асан не может так заразительно хохотать. С ним было тяжело. Было много дублей. С остальными было проще. Лучше всего было с Юнусом (исполнителем роли учителя турецкого языка, антагониста главного героя. — Прим. ред.). Мы с ним сделали 40 дублей, это был первый его кадр, после этого он все стал делать с одного-двух дублей. Актер, который играл директора, был какой-то бандит, он не актер, и откуда он взялся, я толком не знаю. Он приезжал на съемку пьяный и доводил всех актеров до одурения, потому что все время болтал. Мы с ним ругались очень. Но мне он очень понравился в кадре. Что касается других актеров и детей, то у меня был с ними хороший контакт, ничего не мешало работе.
Бриллиантовые дороги. Однажды у нас отвалилось колесо у машины. Мы чинили дня три. Заказывали детали из Бишкека. В итоге починили и поехали дальше выбирать школу для съемок. Мы были счастливы и спокойны, и вдруг что-то стало стучать, мы старались не замечать этого стука, включили музыку, и тут оно опять отвалилось. Через минут пять ребята, которые пили рядом пиво, притащили домкрат, быстро его нам нацепили и сказали, что пару километров мы протянем — до гостиницы. Была ночь, было холодно. Мы поехали, но колесо явно хотело отвалиться опять, и оператор выскакивал каждые две минуты из машины, чтобы подтянуть колесо на ходу. Это было невероятно смешно. Но, я боюсь, что только мне и было смешно. До гостиницы мы не дотянули. Нас принял в доме прекрасный человек Алмаз. Накормил, напоил и спать уложил.
Пастушьи сумки. Съемки проходили на южном и северном берегу Иссык-Куля в Киргизии. Это такое озеро, окруженное со всех сторон горами. Также проводили съемку на Ошском рынке и в чайхане в Бишкеке. Я сейчас не помню, были ли какие-то референсы, когда задумывалось кино — может быть, и были. Мне все время не хватало времени подумать на съемках. И не было возможности смотреть материал. Ну, еще козы убегали пару раз из кадра, и мой ассистент Болсунбек их ловил по всей деревне. А так как Болсунбек еще и черновой звук писал, то снимать мы не могли и ждали, пока он прибежит обратно с козой.
Универсальные мотивы. Обоим моим преподавателям, Меньшову и Юхананову, кино понравилось, несмотря на совершенно разные точки зрения и вероисповедание. Короткий метр — это замечательный жанр. Всю жизнь бы снимала короткий метр, если бы была такая возможность.
План аннексии. Вообще Киргизия — это моя очень личная страна. Я бы ее купила, если бы у меня были деньги. Мне хотелось и хочется там снимать. Что касается «Чайки», то это в каком-то смысле моя связь со страной. Самое важное, что эта история как жизнь. Никто ни в чем не виноват, и все правы, и все виноваты, и все неправы.
Цена вопроса. Мне очень повезло, я считаю, потому что мои продюсеры — идеальные люди. Они помогали и очень болели за фильм. Общий бюджет — 35 тысяч долларов. Но реальных денег было где-то 20 тысяч. 13 тысяч дали Маша Авакова и Наташа Демидова, создатели компании Sleep well Pictures, 7 тысяч дал Садык Шер-Нияз, «Айтыш-фильм». Также Садык дал всю технику, студию и машину. На постпродакшене нам помогал Андрей Сильвестров, «Синефантом», мы делали графику у него и звук бесплатно. Наталья Демидова помогла сделать бесплатно цветокоррекцию в Metrafilms. Во время съемок заканчивались иногда деньги, и на помощь приходили друзья, Дарья Дашунина и Анна и Билл Ларсен. За что мы им всем благодарны. Был и чудесный подарок от «Святой Анны», сертификат в «Синелаб», где мы сделали перезапись. Сейчас мы работаем над полным метром с Алисой Хмельницкой. Это опять киргизская история. Совсем другая, непохожая на «Чайку». Нам она ужасно нравится. Я надеюсь, что смогу снять в этом году свой дебют в Киргизии. Есть договоренность с киргизской стороной о частичном финансировании. Я сейчас ищу другую сторону. Чтобы как можно быстрее приступить к работе.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.