Сергей Бутов: Капитан Процветание. Rolls-Royce Ghost
На московских улицах Rolls-Royce смотрится неприкаянно: где Вестминстер, где Пикадилли-серкус? Rolls-Royce раздвигает своим широким корпусом арбатские переулки, вдыхает хромированным античным радиатором миазмы бесконечных пробок. Его, как «Золотую милю» Остоженки, насильно вселили в этот город. С другой стороны, возле дома-«тучереза» только его и парковать.
«Роскошь в современном прочтении» – так определяют свое кредо в компании Rolls-Royce. Давно отгремели юбилеи: сто лет со дня основания завода, сто лет со дня появления статуэтки порхающей феи над капотом, сто лет со дня триумфа в «Альпийском ралли» – первом для машин завода крупном международном состязании. Сто с лишним лет процветания – достаточно убедительное свидетельство состоятельности Rolls-Royce в автомобильном мире.
Роскоши Rolls-Royce чужда дидактика. Он никогда не поражал излишне вычурными формами. Не следовал условностям мира. Всегда формировал собственные рамки, в которых ни ему, ни его владельцам ничего не требовалось доказывать.
Если в таком автомобиле и происходят изменения, они не должны будить сомнений в правомерности принятых прежде решений. Вот фары взглянули на мир через прищур светодиодов. Вот росчерк по боковине сделался чуть размашистей. И пролег по капоту не то инверсионный след от реактивного лайнера, не то пенный бурун за кормой. Так, штрихи к портрету, дуновение времени. Приходит пронзительное антоновское: «Ах, белый теплоход, гудка тревожный бас…»
Ghost преподнесен как автомобиль, коим владелец управляет сам, не прибегая к услугам личного шофера. Принимая на себя ответственность в крупном деле или на государственном посту, он столь же решительно направляет нос этого величественного гиганта сквозь рутину повседневности.
Внутри новшеств, пожалуй, много больше, чем снаружи. Изменились сиденья. Точнее стал диапазон их настроек, встроены массажеры. Задние раздельные кресла в конфигурации lounge слегка повернуты друг к другу, чтобы в салоне создавалась более доверительная, располагающая к общению атмосфера. Главные же изменения на «капитанском мостике» призваны упрочить взаимоотношения «человек–машина». Обращаешь внимание на увеличенный экран на приборной панели. Как и прежде, для поисков в меню и ввода команд предлагается воспользоваться поворотным контроллером-«шайбой» на центральном тоннеле. Однако теперь «шайба» увеличилась в диаметре, а на ее поверхности появился «тачпад», небольшая, шелковистая на ощупь подушечка, на которой, в отличие от сенсорного экрана, не остается отпечатков пальцев. Выражение «иероглифами по воде» приобретает буквальный смысл: чувствительная к изменению электроемкости поверхность в равной степени распознает латинские буквы, арабскую вязь или письмо путунхуа. Кроме того, это приспособление управляется движениями, давно выученными обладателями смартфонов. Можно увеличить изображение, как бы раздвигая его пальцами, либо пролистнуть содержание движениями, будто отколупываешь перегородчатую эмаль у серебряной соусницы работы Фаберже. Сочетание вращательных движений, нажатия и манипуляций с «тачпадом» интуитивно понятно и не отвлекает от управления автомобилем. Приспособление и названо красиво, Spirit of Ecstasy Rotary Controller, в честь старинного символа марки – статуэтки порхающей феи, «Духа экстаза», «Эмили». Ее история заслуживает, чтобы пересказывать ее при первом достойном случае. Крохотная хромированная статуэтка на капоте (иногда предлагают ее, выполненную из матового хрусталя Lalique) – словно выпорхнувшее из ладоней счастье. Так оно и произошло в жизни. Скульптор и иллюстратор журнала Autocar Чарльз Сайкс ваял фигурку с мисс Элеонор Торнтон, возлюбленной лорда Монтегю. Им не дано было связать судьбы узами брака, поэтому мисс Торнтон довольствовалась ролью секретаря. Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, первый во всей Англии «моторист», пропагандист диковинного по тем временам средства передвижения, разумеется, владел и автомобилем Rolls-Royce. Традиция украшать средства передвижения изваяниями небесных покровителей старше автомобилизма, и лорд Монтегю всего лишь привел ее в соответствие с духом эпохи. Безжалостная стальная эпоха оказалась сильнее и нанесла ответный удар. 30 декабря 1915 года германская подводная лодка U-38 торпедировала пароход «Персия», на котором плыли лорд и его пассия. Лорда спасли, ее – нет.
Грустный отзвук этой истории неотрывен от образа Rolls-Royce, столь же классического, сколь и современного.
Безусловно, это выдающийся автомобиль во всех отношениях, от проведенной вдоль борта вручную декоративной coach line до hi-fi-аудиосистемы с восемнадцатью динамиками, настроенными таким образом, чтобы наполнять салон то объемным концертным звучанием, то, напротив, сокровенно-студийным. Воспроизведение звука являлось для планировщиков салона одним из приоритетов, что, в общем, довольно нетипично. Встроенный жесткий диск емкостью 20,5 Гб ждет достойного наполнения.
Описание новинки неизбежно достигнет технических подробностей. Боже упаси забивать голову количеством чего-либо или процентным выигрышем в чем-то! Напротив, такая технология, как Satellite Aided Transmission, может показаться прелюбопытной. Дебютировала она на модели Wraith в 2013 году. Смысл в том, что управление восьмиступенчатой автоматической коробкой передач учитывает подсказки, поступающие со спутников. Затяжной подъем, крутой спуск, S-образный поворот впереди – трансмиссия Rolls-Royce узнает об этом прежде водителя и включит наиболее подходящую для условий движения передачу.
Подлинная роскошь проста. С другой стороны, треть всех Ghost и до девяноста процентов старших моделей Phantom, заказываемых россиянами, проходят предпродажную подготовку по программе индивидуализации Bespoke. Завод готов учесть исключительные предпочтения заказчика по оформлению интерьера. Тут и оснащение всевозможным дополнительным оборудованием, и оформление потолочной панели светящимися знаками зодиака, и авторская инкрустация деревянных панелей. Так, новое предложение для Rolls-Royce Ghost Series II включает в себя отделку панелями из тропического дерева палдао с окантовкой из корневища ореха. Возможности Bespoke простираются за границы самой богатой фантазии. Какой из сорока четырех тысяч цветов предпочесть для окраски кузова?
Капитанам цифрового века остается только пожелать. Навигационная система автомобиля еще не читает мысли, но уже научена воспринимать голосовые команды. Достаточно просто произнести: «Проложить курс до Пикадилли!» И – полный ход!
Московская сага
Rolls-Royce Motor Cars Moscow удостоен звания «Лучший дилер Европы». По случаю десятилетия официального присутствия британской марки на российской земле было подготовлено несколько экземпляров Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Phantom Coupe в исполнении Moscow limited collection. О том, что счастливчик обладает особенным автомобилем, напоминает полированная табличка на пороге.С