Янина Урусова: Взглянуть на людей с иными телами без страха и неприязни
В центре большой площадки в здании Центрального телеграфа висит фотография, издалека напоминающая барельеф. Только подойдя ближе и приглядевшись, можно заметить, что в статуи решили поиграть люди, и притом не совсем обычные, а так называемые «люди с особенностями».
Кто-то едет в Лувр, чтобы полюбоваться Венерой Милосской, кто-то перелетает полмира, чтобы восхититься изящностью линий античных скульптур. Однако мало кто решится сравнить инвалида со статуей и разглядеть красоту в теле с ампутацией. Организаторы выставки «Акрополь: как я нашел свое тело», открывшейся в рамках фестиваля «БезГраниц: тело, общество, культура», попробовали сделать это.
«Нас научили отворачиваться от людей, у которых нет некоторых частей тела. Нашим фестивалем и этой выставкой мы надеемся изменить угол зрения общества, помочь ему отбросить стереотипы», — объясняет Янина Урусова, директор культурного центра «БезГраниц» и автор проекта.
Центральную фотографию выставки снимали в течение 8 часов. По задумке продюсеров и фотографов, десять молодых людей с ампутациями должны были подражать известным античным образам. «Глядя на древнегреческую статую, мы восхищаемся ее красотой, не замечая отсутствия ноги или руки, а на человека без ноги в нашем обществе даже смотреть не принято, мы не знаем, как к этому относиться, — говорит Янина Урусова. — Наш проект помогает осознать сходство античных статуй с людьми, у которых ампутированы конечности, и взглянуть на людей с иными телами без страха и неприязни, а самим участникам принять, “найти” свое тело, свои обстоятельства, свою жизнь, чтобы обрести гармонию».
На стене рядом с главной работой размещены фотографии закадровой съемки: увлеченность процессом, расслабленность и непринужденность моделей завораживают. Люди, от которых мы привыкли отводить взгляд, напротив, гипнотизируют.
Причину такой раскованности Елена Каширская, продюсер съемок, объясняет так: «Мы старались создать расслабленную атмосферу: с самого начала уверили моделей, что в результате все получится красиво. Некоторые фотографы жульничают, скрывая на снимках увечья удачным ракурсом. Мы были откровенны, насколько это было возможно. Мы снимали людей такими, какими их видели, без недосказанности, но и без акцентов».
Фестиваль «БезГраниц» не сводится только к выставке. Организаторы также приглашают всех желающих на цикл открытых лекций, вести которые будут известные писатели, философы, социологи и журналисты.