Лучшее за неделю
Павел Никулин
26 марта 2014 г., 09:50

Закона на вас нет. Как Крым переходит на российские правовые нормы

Спустя неделю после референдума в разных населенных пунктах Крыма и Севастополе правоохранительные и судебные органы продолжали по привычке жить по законам Украины, подстраивая их под свое понимание российского права. Суды арестовывали и приговаривали, прокуратура обвиняла, а следователи и милиция, как и раньше, искали преступников, которые продолжали нарушать то ли украинские, то ли уже российские законы, будто бы не заметив перехода территории под юрисдикцию другого государства. «Сноб» наблюдал за тем, как правоохранительные органы Крыма привыкают жить в реалиях российского законодательства, руководствуясь интуицией, а не нормами права.
Читать на сайте

Российско-украинские внутренние органы

Городской отдел ялтинской милиции напоминает обычный главк какого-нибудь райцентра в России. Ремонта давно не было, мебель старая, двери скрипят. На потертом деревянном столе дежурного лежит АКСУ с захватанным прикладом и толстенная амбарная книга — журнал регистрации каких-то документов. Скучающего дежурного окликает веселый лейтенант:

— Глянь, я все там правильно заполнил? — показывает он протокол о приеме заявления об утере паспорта.

Бланк напечатан недавно по российскому образцу: на русском языке, со ссылками на Уголовный кодекс России, УПК РФ и российскую Конституцию.

— Да откуда я знаю? — искренне удивляется дежурный.

Пустые бланки протоколов и объяснений российского образца милиционеры получили только в минувшие выходные на разводе нарядов. Как именно заполнять документы, какие права и обязанности имеет российский гражданин и что такое Уголовный кодекс их новой страны, они знают весьма приблизительно.

С момента ратификации соглашения о вхождении Крыма и Севастополя в состав России на присоединенных территориях действует российское законодательство, гласит 9 статья договора РФ и АРК. На словах милиционеры это признают, но при личном досмотре все равно по привычке ссылаются на украинские законы и не подчиняются ни требованиям устава ППС, ни закону «О полиции».

Нормативные документы РФ пока еще не продаются в книжных магазинах, поэтому новые кодексы милиционеры не знают и изучают российские законы онлайн. Когда именно пройдет переаттестация и крымские милиционеры смогут именовать себя полицией, им неизвестно.

Переходный период за который пройдет интеграция автономной республики и Севастополя в состав РФ, будет длиться до 2015 года. За это время на территорию полуострова завезут новую форму, машины милиции перекрасят, вывески заменят. В райотделах ждут, что реформа полиции, которая прошла в России в 2010 году, повторится в Крыму с поправкой на местные реалии.

В Симферополе милиционеры из подразделения «Грифон», охраняющие районный суд города, говорят, что им ничего не известно о необходимости применять российское законодательство. При проверке документов и личном досмотре ссылаются на законы Республики Украина.

Войдет ли «Грифон» в состав российских подразделений с нынешним названием, сотрудникам не сообщили. А вот крымское спецподразделение «Беркут» переименовывать не будут.

Пока сотрудником территориальных органов внутренних дел не сделали доступ к базам коллег с материка, а Украина доступ к аналогичным сервисам уже отключила. Поэтому проверить наличие судимостей как в России, так и на Украине у задержанного нельзя.

У входа в дежурные части, на автостанциях, вокзалах и госучреждениях висят ориентировки на подозреваемых в убийствах, торговле наркотиками и грабежах, которые могут скрываться от следственных органов Украины в Крыму и Севастополе. Будут ли теперь их искать, не сообщали. Официальных комментариев от крымского главка по этому поводу не было, а телефон ведомства молчал.

Приговор именем никого

Районный суд Симферополя расположен в самом центре города, недалеко от Госсовета республики на улице Карла Маркса. На первом этаже суда расположены офисы адвокатов, канцелярии и залы судебных заседаний этажом выше. Атмосфера в здании для российского посетителя привычная: гипсовая Фемида на входе, милицейская охрана, несколько встревоженных человек в коридоре. Разговоры, как и везде в Крыму, только об одном — об интеграции с Россией. Посетители не понимают, на основании каких законов суды будут выносить решения и в какой инстанции обжаловать приговоры местных судей, которые в основной массе пока что выносятся на украинском.

«Дело не только в приговорах. У нас совершенно другой УПК. Мы человека арестовать можем, если он, например, с топором у обезглавленного тела стоял, весь в крови. И то судья залог должен предложить. У нас в плане стражи гуманнее все же», — говорит помощник одного из республиканских судей.

Сами судьи тоже пока не понимают, на какое законодательство им опираться. С 17 по 24 февраля суды вынесли больше двух десятков приговоров по уголовным делам, опираясь еще на украинское законодательство. Но уже на следующий день после референдума о статусе АРК и Севастополя, судья Марьяна Пакула, рассматривая дело о грабеже, вынесла приговор, опустив формулировку «именем Украины» в шапке. Некий гражданин, спьяну вырвавший из рук потерпевшей женскую сумочку с мобильным телефоном и деньгами, отправился на четыре года за решетку властью непонятно какого государства.

Всего с момента референдума, согласно единому реестру судебных документов Украины (доступ к нему у помощников судей не закрыт, и они по инерции отправляют туда все бумаги на обработку), суды вынесли порядка 20 решений, определений и постановлений, убрав из текста документа словосочетание «іменем України». Ряд севастопольских судов выпускают решения и определения на русском языке.

Собеседник из судейских кругов говорит, что некоторые судьи уже выносят приговоры и именем Российской Федерации, однако единый реестр судебных документов Украины не содержит таких приговоров. Возможно, их просто не отправляют в реестр.

В связи с переходом под российскую юрисдикцию, судебную власть в Крыму ждут значительные преобразования — дело не только в различиях законодательства, а в самой структуре судебной системы. Высшей инстанцией для республики является апелляционный суд. Основное здание суда стоит в Симферополе, филиал — в Феодосии. Сейчас на сайте инстанции поместили российский герб. Справа от него красуется девиз: «Мы верим в Бога и справедливый суд».

Станет ли эта набожная инстанция Верховным судом республики, пока не сообщалось. Но многие судьи, которые работают там и в других инстанциях Крыма и Севастополя, собираются уезжать: прописаны они в других областях Украины. Там у них собственность и семьи.

Прокурором станешь к лету

В связи с запланированными отъездами части судей остальные ждут стремительного карьерного роста. Мировых судей могут сделать районными, а помощников судей произвести в мировые, надеются в судейских кругах республики.  

Центр журналистских расследований выяснил, что с 24 марта суды на территории Крыма принимают только те заявления, авторы которых опираются на нормы российского законодательства. В этом их заверил председатель Апелляционного суда Крыма Валерий Чернобук.

«Не знаю, как судьи изучили российское законодательство. Они же не владеют компьютерами. Мы их рукописные решения иногда набиваем сами. А у них даже интернета нет», — говорит помощник одного из судей.

С момента ратификации соглашения о вступлении Крыма и Севастополя в состав России на присоединенных территориях начинает действовать российское право. Однако крымские власти оказались абсолютно не готовы к подобному развитию событий: в регионе нет полиции и Следственного комитета, зато активно работает налоговая милиция и по-другому выстроена судебная власть.

План по созданию на полуострове территориальных органов исполнительной власти утвердят к 29 марта. Распоряжение о разработке плана Владимир Путин давал премьеру Дмитрию Медведеву, главам Минобороны, МВД, ФСБ, Государственной фельдъегерской службы, ФСИН, ФССП, ФСКН, МЧС, ФСО, Главного управления спецпрограмм президента, Росфинмониторинга и МИД. Медведев уже пообещал, что органы власти в Крыму переформатируют в кратчайшие сроки под российские стандарты, причем без остановки и ухудшения качества работы.

Налоговая служба республики Крым, например, уже начала меняться. На сайт ведомства добавили российский флаг, герб и словосочетание «Российская Федерация». При этом непонятно, что станется с подчиняющимися ей сотрудниками налоговой милиции автономной республики, аналогов которой в России нет. Пресс-секретарь крымских налоговиков Ольга Цвиркунова не смогла рассказать о дальнейшей судьбе ведомства.

При этом сами сотрудники налоговой, как и судебных органов, тоже продолжают работать — накладывать аресты на имущество и проводить следственные действия. Электронные базы данных этих арестов уже отключены Киевом, но все компетентные органы уведомлены об арестованных квартирах и машинах по факсу, рассказывает помощник судьи.

Сенсацией стали перестановки в другом правоохранительном ведомстве. Назначение на должность прокурора республики Крым Натальи Поклонской — эффектной 34-летней блондинки, ранее работавшей в Генпрокуратуре Киева, а до этого в природоохранном надзорном ведомстве, — обсуждал весь мир. Особенно отличились японцы, создавшие сотни рисунков генпрокурора в стиле манга. Как и судьи, и полицейские, Поклонская сейчас штудирует российские законы.

В понедельник глава Крыма Сергей Аксенов совещался с главой российского Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Во вторник на присоединенных территориях начали свою работу следственные управления СК России. Если бы ведомство осталось в составе Украины, аналог СК появился бы в Крыму лишь к 2017 году.

Теперь преступления, совершенные на территории двух новых субъектов Российской Федерации, будут квалифицироваться в соответствии с действующим российским уголовным законодательством, а уголовные дела о преступлениях, подследственных СК России, будут расследоваться следователями Следственного комитета в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства, гласит сайт Следственного комитета.

Работа у нового ведомства будет — вместе с санаториями и курортами Крыма России достался весь криминал полуострова: наркосети, нелегальные игорные заведения и ОПГ. Кроме еще не пойманных преступников, на территории Крыма есть большое количество осужденных.

Аналог российской колонии-поселения расположен в Керчи. Ее обитатели только ночуют на территории пенитенциарного учреждения. В Симферополе находится исправительная колония для рецидивистов, где соблюдается режим максимальной безопасности и куда свозят преступников со всей Украины, а также следственный изолятор для тех, кто ожидает суда по статьям Криминального кодекса Украины или этапа, рассказывает правозащитник Алена Лунева.

Говорить о том, что права заключенных нарушены, пока рано, говорит глава донецкого «Мемориала» Александр Букалов, но особое внимание стоит обратить на заключенных из других областей Украины, которые сейчас находятся в Крыму. По его данным, руководители компетентных ведомств России и Украины уже решают данные вопросы.

«Ожидалось, что организуют вагонзаки и вывезут всех заключенных, ведь их под стражу помещала Украина. Так было бы правильно, хотя российские и украинские условия содержания и уголовно-исполнительные кодексы похожи, но этого пока не произошло», — говорит Лунева.

Получить комментарий от пенитенциарной службы Украины не удалось, в ведомстве попросили прислать официальный запрос. В пресс-бюро ФСИН России предположили, что вопрос обмена заключенных украинцев на отбывающих наказание в других областях Украины крымчан будет в компетенции Верховного суда России.

Обсудить на сайте