Алексей Алексенко: Дорого на белом
«Когда у человека все хорошо, он идет кататься по льду» – гласит еврейская пословица («Аз а меншн из гут, гейт эр зих гличн аф дем айс», если желаете на идише). Русский аналог «С жиру бесится» звучит грубовато. К тому же в эпоху тотального фитнеса жир – плохая метафора благосостояния. А хороша – подтянутая фигура, уик-энд в Швейцарских Альпах, автомобиль Maserati. И, кстати, да – катание по льду. Если все объединить, получается вот что: дюжина владельцев Maserati со всего мира собирается на пару дней в Швейцарских Альпах, чтобы покататься по льду и снегу на автомобилях излюбленной марки. Причем это уже не метафора, а самая что ни на есть реальность.
Над заснеженным полем каждые четверть часа заходит на посадку в аэропорту Санкт-Морица частный самолет. От участников школы снежного вождения Maserati не ускользает экономический аспект зрелища: само удовольствие посадить тут маленькую «сессну» стоит пять тысяч евро. Возможно, на солнечном балконе одного из здешних шале бенефициар сделки, развалясь в шезлонге, лениво щелкает кликером, извлекая гешефт из таинственной приверженности состоятельных людей к снегу (благо он здесь лежит до апреля). Не исключено, что в гараже у этого мироеда тоже стоит Maserati: санкт-морицский дилер не жаловался нам на скудость продаж. Впрочем, для высокогорных швейцарцев, как и для русских, добрых полгода вождения по снегу – унылая повседневность. Экзотичной показалась только чистота этого снега: обутые в зимнюю резину катки выписывали по нему узоры в скучноватой гамме «белое на белом».
И узоры эти были причудливы. Если вы когда-нибудь пускали в занос на асфальте автомобиль пятиметровой длины (и стоимостью четыре миллиона рублей), вы знаете о главной проблеме такого аттракциона: все происходит непоправимо быстро. То есть раз! – и нету. В этом смысле снежный полигон позволяет сполна насладиться процессом, поскольку скорость волшебных превращений, включая вращение вокруг своей оси, существенно ниже, чем на сухом покрытии. Вы успеваете понять, что, собственно, происходит, какие ваши действия помогают, а какие мешают благополучно добраться из точки «А» именно в точку «Б», а не в безымянный сугроб в положении «задом наперед».
Если бы вам дали выбирать, на какой модели Maserati поноситься ясным швейцарским деньком по снежному полю, вы бы, конечно, выбрали маленький и злой Gran Turismo. Но у специалистов компании другие приоритеты: они твердо намерены доказать, что слонопотамы модельного ряда также вполне бодры, спортивны и по праву носят гордый трезубец. Слонопотамов двое: флагманский Quattroporte и слегка укороченный (язык не поворачивается назвать его «экономическим») Ghibli. Оба в модификации SQ4, что предполагает шестицилиндровый битурбированный мотор мощностью 410 л. с. и полный привод. В обычных условиях тридцатисантиметровое различие между ними очевидно, пожалуй, только пассажиру заднего сиденья. Но на снегу, когда зад машины уже «пошел», лишние тридцать сантиметров ложатся на сердце водителя вполне ощутимым бременем. Для водительских забав Ghibli – фаворит, если вы не фанатик вращающихся вокруг вертикальной оси пассажирских вагонов.
Во время нашей предыдущей встречи полтора года назад инженеры Maserati на вопросы о полном приводе мялись и хмыкали, ибо его не было. Сегодня он есть, и это еще один резон выбрать для снежных забав именно седаны, а не купе с задним приводом. Все попытки извлечь фан из заднеприводного восьмицилиндрового Quattroporte, предоставленного, видимо, для сравнения, были тщетны: любительских навыков не хватает на то, чтобы разогнать машину на коротких снежных прямых до сколь-либо авантюрных скоростей.
Зато с полным приводом веселья хоть отбавляй. Подобно своим аналогам от почтенных конкурентов он способен передавать на передние колеса максимум пятьдесят процентов вращающего момента, так что водитель постигает все прелести заднеприводного вождения, при этом чувствуя себя повелителем трассы, а не косоруким ничтожеством.
Повелителями трассы, кроме журналистов, были владельцы Maserati из европейских стран. Причины, приведшие их в Санкт-Мориц, прозрачны: покупая автомобиль, разгоняющийся до сотни за 4,8 секунды, люди, конечно, платят за адреналин от вождения, да вот только адреналин этот лучше выжимать из себя в чужой машине, на безопасной трассе и под надзором инструкторов (среди которых, в частности, скромно затесался экс-чемпион Италии по ралли Алекс Фьорио). Этот прагматизм роднит между собой столь разных «мазератистов» из Италии – всех как один похожих на оперных теноров – и их германских коллег, которых ни один налоговый инспектор не отличит от владельца старенького «гольфа».
И, разумеется, весьма прагматично следующее соображение: раз уж существуют зачем-то на свете неполиткорректные седаны ценой в десятилетний заработок пензенской учительницы, надо на них покататься, пока все живы-здоровы. Итальянские инженеры делали их именно для этого, ухмыляясь в усы. Сейчас, через год после обновления модельного ряда, можно подтвердить, что в этот раз получилось неплохо.С