Алиса Гребенщикова в Баку: гондолы с моторчиком, башня-девушка и суп на балконе
В моих поступках, а тем паче желаниях логику искать незачем, ее нет, и когда я живу своей частной жизнью, я слушаю только свое сердце. Однажды утром оно шепнуло мне: «Пора в Баку...» Месяц я жила со смутным предчувствием прекрасного, желание увидеть город, о котором, к стыду своему, я почти ничего не знала, но догадывалась, что там должно быть красиво, крепло, а моя личная туристическая программа «Наследие советского детства», в которую по плану входило посещение столиц бывших союзных республик, начинала воплощаться в жизнь. Я время от времени заглядывала в «Википедию», на сайты, выпадающие по запросу «В Баку с детьми», так как компанию в поездке мне должен был составить мой сын Алексей неполных шести лет, и придумывала программу пребывания. Записывала адреса музеев, но почему-то не верила в реальность своей предстоящей поездки, даже сидя в аэропорту в ожидании посадки на рейс, я думала, что все сон и вот-вот я проснусь в холодном Подмосковье. Но Баку стал для меня реальностью!
Первая мысль, когда я туда попала, — я оказалась здесь для усмирения своей гордыни. Дело в том, что я, как и многие люди, родившиеся в Санкт-Петербурге (хоть и живущие в Москве), считаю, что наш город самый красивый с точки зрения архитектуры, и отказываюсь верить в существование других интересных мест. Да, скрипя зубами, признаю Барселону и Лондон, но на территории постсоветского пространства перехватывать дыхание от стройности линий у меня может только на невских берегах. Ну, или так я считала. Ошибалась! Уже по дороге из аэропорта у меня мелькнула мысль: это ж Париж какой-то! Строгость зданий, которую я и представить не могла, и европейский шик дорогих магазинов, чистота на улицах, аккуратнейшие цветущие газоны и простор!
Баку — очень подходящий город для прогулок. Фраза «для меня город — это люди» кажется мне непонятной: люди-то приезжают и уезжают, а архитектура — это надолго. Поэтому в поездках я всегда много хожу пешком, чтобы увидеть как можно больше и чтобы глаза радовались. Тут для глаз моих был пир. Бульвар, разбитый на набережной вдоль моря, растянувшийся на несколько километров, — чудесное место для променада. Там есть и велосипедные дорожки. Чисто, масса небольших чайных, где можно попить чаю как в шатрообразном помещении, так и за столиками на улице, чуть не через каждые 500 метров. Мы с Алексеем, моим малолетним спутником, заглядывали в пару заведений, где нам подавали чай и сласти, например, варенье из айвы и вишни, нежнейшую пахлаву и орехи с сухофруктами. К слову сказать, общественные туалеты тоже очень часто встречаются и вполне себе чистые, а для туристов, как мне кажется, это важно и сразу плюс городу.
Меня подкупили раскрашенные в яркие цвета скамейки и фонари, и отличнейшее колесо обозрения. Наше, московское — скорее адреналиновый тест, а это и правда не для острых ощущений поставлено, а для обзора. Как человек, гуляющий с ребенком, отдельно хочу поблагодарить того, кто придумал разбросать несколько аттракционов вроде двухэтажной карусели и автодрома по всему парку, а не собрать все в одном месте — это прекрасный стимул гулять: мол, пойдем дальше, вдруг еще какое развлечение будет.
Еще один трогательный фрагмент там — Венеция. Вдруг посредине прогулочной зоны возникает комплекс стеклянных домиков о двух этажах, окруженный рвами-каналами, по которым ходят гондолы (с электромоторчиками, конечно). Мы каждый день проплывали кружок-другой. На островках в стеклянных постройках располагаются рестораны, один из них с гордым названием «Венеция», а второй — SADAF с прекрасной местной кухней и вежливым персоналом. Самое милое дело — сидеть на террасе второго этажа на солнышке и наблюдать неспешное течение жизни.
Вся поездка задумывалась ради прикосновения к древности, и старый город Ичери-Шехер мы обошли вдоль и поперек. Просто гулять и просто смотреть по сторонам совсем не надоедало, благо погода была хорошая: то солнышко, то переменная облачность, не жарко, а внутри крепости ветер, пронизывающий на бульваре, не особо чувствуется. Поселились мы в гостинице Museum Inn Boutique Hotel, в, страшно сказать, представительском люксе, так как разница в цене с обычными номерами небольшая, но в люксе есть а) окно, б) огромный балкон с видом на одну из главных гордостей Баку — Девичью башню. Про окно — я долго выбирала отель, мне обязательно надо было, чтобы он был в Старом городе, чтобы выйти — и сразу была бы красота, что-то аутентичное, так как сетевые прилизанные гостиницы я по работе все время встречаю. Я хотела, чтобы воду из окна было видно, если в городе есть вода, а тут-то целое Каспийское море! Все сошлось именно на этой гостинице, и я уже было собралась номер бронировать, но на всякий случай решила почитать отзывы. Все довольны, мол, здорово, живем в башне, в самом сердце города, ах, какой вид за завтраком открывается, и только в пятом отзыве вдруг встречаю: «Все круто, хотя жаль, конечно, что в номере окна не было». Стала уточнять, и гарантированное окно с захватывающим видом оказалось только в этом самом люксе. Надо сказать, ни разу я не пожалела о своем выборе, так как вечерами, нагулявшись, я долго-долго сидела среди цветов в кадках и смотрела, как город накрывают сумерки. Да что там! Мы и суп на ужин из ресторана тоже сразу на свой балкон заказывали. О супах отдельной строкой — в нашем ресторане были блюда и европейской кухни, вроде рисового супа с курицей, и азербайджанской. Мой фаворит — душбара, суп с крошечными бараньими пельмешками на крутом бульоне, сытно и ароматно!
Ни я, ни мой компаньон Алексей не гурманы, но из любопытства мы однажды зашли в стеклянный павильончик возле Девичьей башни, кафе SUR, где прямо на глазах у посетителей женщины пенсионного возраста Афайя и Шарабана пекут кутабы. Афайя раскатывает тесто в тончайшую лепешку, ловко, быстро, а Шарабана промазывает кистью начинку, фарш ли, сыр ли, и бросает на раскаленную плиту. Несколько минут, и кутабы готовы, с пылу с жару прямиком за столик к гостям. Мы зашли вечером и оказались единственными иностранцами. За тремя из четырех столиков сидели и важно что-то обсуждали местные строгие мужчины, а мы, испросив разрешения, внимательно наблюдали за процессом изготовления этих вкуснейших лепешек. Мне показалось это интересным для знакомства с местной культурой, и, исходя из тех же соображений, на следующий день мы отправились в Музей ковров — там была обещана женщина, ткущая ковер на глазах у посетителей. Пока музей только ожидает переезда в новое современное здание и экспозиция ютится в трех залах музейного центра, женщина за ткацким станком показалась нам самым интересным.
Гораздо больше о коврах мы узнали от молодого человека по имени Илькин из Togrul-garabagh carpet shop. Потчуя нас чаем со сластями, Илькин с гордостью и нежностью рассказывал нам об азербайджанских узорах, о шерстяных и шелковых коврах, и все это было с такой любовью и так неформально, что я чудом ушла без ковра. И именно от Илькина я услышала самую интересную версию названия Девичей башни. По его версии, Девичья она оттого, что ее за все годы существования так никто и не завоевал и она осталась девушкой. Это трогательно, по-моему. Сразу для меня эта башня стала живой, хотя до этого разговора два утра подряд мы первыми посетителями ходили в музей, расположенный в ней, и изучали современным образом устроенную экспозицию. Да, еще одна вещь, меня подкупившая: в музеях, рассчитанных на большой поток туристов, оснащение на высочайшем уровне, так во Дворце Ширваншахов можно взять мультимедийный гид, mini iPad, где представлено максимум информации и в аудио-, и в текстовой форме.
Таким образом, могу констатировать, что «фасад» города выше всяких похвал!
Гулять и дышать — две главные задачи посещения Баку были выполнены на 100%: в один день мы прошли пешком 12 км, а в другой — 16! И я, и любознательный мальчик Алексей счастливы, что я слушаю свое сердце, и ждем, что оно нашепчет еще о будущих маршрутах.
Как я использовала карточку МДМ Банка
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.