Александр Щуренков: За стеклом. Кто делает очки для крупных брендов
Аксессуары и парфюмерия — основная статья доходов всех крупных модных брендов. Считается, что «приобщиться к духу» этих самых брендов проще всего как с раз их помощью: шарф, платок или солнцезащитные очки, или флакон духов и одеколона купить, благодаря их цене, всегда проще, чем потратиться на пальто, платье или что-то настолько же крупное.
Глянцевые журналы не первое десятилетие назойливо повторяют как мантру известные модные клише: что образ делают аксессуары, что они должны быть дорогими, что их нужно часто обновлять. И это ощущение невозможности обойтись без модных аксессуаров, созданное этими бесконечно повторяемыми магическими заклинаниями, уже плотно сидит у каждого в голове. Первыми о том, что на этом можно неплохо зарабатывать, подумали косметические корпорации — и стали выпускать по лицензии парфюмерию и косметику для раскрученных марок одежды и уже состоявшихся дизайнеров.
Этот союз всегда был взаимовыгодным: дизайнер получал существенную сумму на развитие бизнеса плюс отчисления от продаж, а косметическая корпорация зарабатывала свои миллионы. По подобной схеме работают и большинство производителей солнцезащитных очков. Мало у кого из марок есть собственные производственные мощности, где можно было бы производить качественный продукт подобного рода, кто-то из них самостоятельно размещает заказы, другие продают право большой компании производить очки с логотипом марки.
Конечно, дизайнерские отделы модных брендов отслеживают, что и как выпускается, но вопросы распространения, качества материалов, места конкретного производства и финальной сборки и прочих коммерческих вопросов часто остаются только за стороной, купившей лицензию. По такой схеме работает итальянская компания Luxottica, в портфеле которой — Chanel, Burberry, Giorgio Armani, Dolce & Gabbana, Prada, Ray-Ban, Persol и еще пару десятков известных модных брендов.
На данный момент эта компания делает до 80 процентов всех производимых в мире дорогих очков. Им также принадлежит бренд по-настоящему великого дизайнера из мира очков Алена Микли. Он уже более тридцати лет создает передовые во всех планах очки — это касается и дизайна, и технической стороны дела. Часть коллекции Alain Mikli производится в сотрудничестве с Филипом Старком.
Есть и другие варианты работы для fashion-брендов. С небольшими объемами производства нишевым маркам помогают такие же небольшие независимые марки — производители очков. У них уже есть свое вполне известное имя, а продукт оформляется как «сотрудничество» или капсульная коллекция.
Такое сотрудничество может длиться один сезон, а иногда несколько лет. Хороший пример — сотрудничество Linda Farrow с дизайнерами из Бельгии, Америки и Великобритании. Еще с десяток лет назад это была компания, которая лишь распродавала остатки винтажных очков (они шли в коробках с логотипом Linda Farrow Vintage), а сейчас она уже полноценный производитель со своей линией Linda Farrow Luxe, а также целой охапкой интересных продуктов, созданных вместе с Крисом ван Аше, Дрисом ван Нотеном, Оскаром де ла Рентой, Рафом Симонсом и другими. Иногда и большие марки приходят к сотрудничеству с передовыми брендами — производителями очков.
Так, Moncler три года назад выпустили небольшую коллекцию с немецким брендом Mykita, специализация которого — высокие технологии в области производства этого аксессуара. А теперь Moncler уже запустили собственную коллекцию. Несколькими месяцами ранее стало известно о коллекции очков Maison Martin Margiela — также с Mykita. Американский дизайнер Том Браун уже пару лет сотрудничает с Dita.
Есть и независимые дизайнеры очков, выпускающие коллекции небольшими объемами — такие производятся вручную в крошечных ателье и стоят недешево. Места продаж сознательно ограничены одним-двумя мультибрендовыми бутиками на страну. По подобной схеме работает голландец Ralph Vaessen, очки которого созданы на основе окрашенного и обработанного вручную натурального рога. В Москве они представлены только в ЦУМе.