Кино на «Снобе»: животная радость в мультфильме «Крот на море»
Анне Кадыковой 30 лет, но кто даст? «На вид мне часто дают от 15 до 20. Алкоголь не продают и на танцы не пускают». Анна училась сначала на работах Ивана Максимова, а потом — в школе-студии «ШАР», где Максимов преподаёт: «Я стараюсь учиться всегда и у всех, у кого есть чему поучиться, конечно». «Крот на море» – ее дебют, история, как можно догадаться из названия, про крота, случайно оказавшегося на море (с непредсказуемыми для себя последствиями). Фильмом довольна не только Анна: «Особенно когда на фестивалях показывают много грустных и мрачных фильмов, а потом вдруг про крота, и все немножко расслабляются». «Крот» здорово путешествует, и Кадыкова с ним иногда: «Были на Берлинале, в Суздале, на Нью-Йоркском фестивале анимации и кино, на DC Shorts. Из призов мне очень запомнился приз на студенческом фестивале во ВГИКе, потому что он был первым. Еще он сам по себе красивый — бронзовый мужик тащит камеру на штативе. А остальные до меня еще не доехали, и поэтому я про них не помню». Онлайн-премьера — у нас.
Кадры решают всё. Анимационное образование позволяет почувствовать время, заставляет по-новому взглянуть на него. Мы привыкли считать годы, месяцы, дни, иногда минуты. А в анимации ты учишься считать не только в секундах, но и в кадрах. Это поразительно. Теоретически можно стать кем угодно без образования. Но крутые преподаватели могут многое рассказать, указать на твои ошибки и дать дельный совет. Есть много вещей, про которые не пишут в книгах.
Здесь танцуют. Я всегда любила кино. Как зритель. А режиссура для меня началась с танцев и Вани Максимова. Мы познакомились в Проекте ОГИ на Чистых прудах на танцах где-то в начале 2000-х (тогда меня почему-то пускали без проблем и паспорта). Ваня рассказал, что делает анимационное кино и позвал ему помогать. Он тогда делал «Ветер вдоль берега». Так я впервые увидела, как создается мультфильм. И что главное, мультфильм, который мне очень понравился. Я сканировала кальки, раскрашивала картинки, потом собирала сцены. Это было прекрасно! У Вани все фильмы такие необычные, в них проваливаешься с головой. Через некоторое время я снова попросилась помогать. И Ваня сделал еще несколько фильмов, а я помогала. А потом он вдруг сказал, что мне пора поступать в «ШАР» на режиссуру. Тут-то я и задумалась, до этого и помышлять не смела. Начала что-то придумывать, собирать фотографии и рисунки для вступительных экзаменов, и пошла поступать. Вот такая режиссура.
Глубоко копая. «Крот на море» начался с шутки про то, как крот может пойти на море. Кроты ведь не ходят по земле, а роют. Я представила себе заваленный телами пляж, где плюнуть негде, не то чтобы коврик постелить, и что крот, попав на такой пляж, будет вырываться посреди всего этого безобразия и учинять всякие смешные разности. Так все и началось. В плане референсов — тут я снова про Ваню Максимова должна сказать. Он на первом месте. Еще Жак Тати, хотя это скорее случайно вышло, чем специально.
Больше тела. История, пожалуй, о поиске прекрасного там, где его казалось бы нет. Этим и близка. А еще я люблю путешествовать и море люблю. Раньше не любила людные пляжи, а с тех пор как начала делать крота, полюбила — потому что стала наблюдать за смешными людьми.
Слуховая иллюминация. Все было интересно. Интересный эффект производит звук. Когда впервые смотришь фильм с готовым звуком, все вдруг кажется ужасным! И не потому что звук плохой. Звук может быть замечательный, а все равно смотришь и за голову хватаешься. Ужас! Это от того, что в самом начале работы, ты сам делаешь черновой звук, записываешь всякие охи-ахи, бухи или реплики, если они есть, и подставляешь все это в свой проект, потом делаешь фильм целый год и за это время так привыкаешь к этому кривому звуку, что он уже становится родным. Когда все уже готово (озвучка сейчас, как правило, финальный этап работы над фильмом), тебе делают чистый прекрасный новый звук... И все сразу не нравится, потому что ты уже сроднился со своей старой дурацкой звуковой дорожкой. Со временем привыкаешь к новому звуку, понимаешь, что на самом деле не такой уж и ужас.
Лень-матушка. Все делалось по домам и по скайпу. Так я со всеми общалась. Например, мой основной художник-аниматор Таня Яцына живет в Белоруссии, поэтому мы с ней только по интернету могли связаться. А художник-постановщик Соня Кендель (студентка школы-студии Шар, участник проекта «Кино на Снобе» с мультфильмом «Пишто уезжает» — Прим. ред.) живет в Москве, но мы обе такие ленивые, что нам было в лом ехать куда-то и встречаться, когда можно все по скайпу обсудить. Мне кажется аниматоры вообще все ленивые, не только мы.
Кто заказывает музыку. Про бюджет я точно не знаю, у меня кино студенческое (дипломное), поэтому оно финансировалось государством, мне выделяли деньги в «ШАРе». Наверное, трудность в поисках обусловлена идеей фильма. Бывают фильмы, на которые легко найти деньги. Но их иногда бывает мало (это как раз чаще всего).
Слово мастера. Сказали, что в фильме очень хорошая анимация. А Ваня сказал «Угу» — это значит, что ему понравилось. Для меня было очень важно, чтобы ему понравилось.
На творческом просторе. Я пока не сталкивалась с ограничениями. То есть я сделала, что хотела, и меня никто не ограничивал, разве что во времени, но это даже хорошо, а то можно вечно делать один фильм.
Дело техники. Наверное самая передовая анимация — motion capture (захват движения), когда на актере костюм с множеством датчиков, с помощью которых захватывают его движения. Тинтин, кажется, так делался. Хотя это уже какая-то не совсем анимация, а больше актерская игра. Вообще для меня главное, чтобы было красиво или интересно, стильно. А передовая ли это техника или «старье какое-нибудь» — это совершенно не важно.
В сторону Японии. Я очень люблю «ШАР», потому что я там училась, там работают прекрасные люди. А из не наших, мне нравится Ghibli — «Гибли», студия, которую основал Хайао Миядзаки. Мне очень нравится его фильмы. А еще я про саму студию слышала много всего хорошего, столько всего хорошего, очень хочу в ней когда-нибудь побывать.
Будущее — за жуками. Недавно закончила серию «Когда Ж была жуком» для сериала Лизы Скворцовой, осталось только звук сделать. И собираюсь снимать фотопроект (фотограф — это моя вторая профессия). Что касается полного метра — наверное, все реально, если очень захотеть. Снимает же кто-то полные метры. Основные условия — это деньги, хорошая команда и время. На полный метр надо очень много времени. И денег надо много.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.