Учиться за границей. Истории российских студентов в Европе. Часть 3
Даша Назарова, 20 лет
Ювяскюля, Бреда
СРасскажите, где вы учились в Москве и как так получилось, что вы уехали за границу.
Я училась в десятом классе гимназии 1520. У мамы есть подруга в Финляндии, которая рассказала, что в Финляндии очень классное и, что самое интересное, бесплатное образование. Мы долго искали программу, и в основном попадалось что-то не то — бизнес, экология, логистика. И тут внезапно мама нашла единственную программу на всю Финляндию, связанную с музыкальным менеджментом и медиа. Это было в середине 10-го класса. Мы сели за стол всей семьей и приняли решение о том, что я поступаю в финский вуз. И еще мама сказала: тебе надо повзрослеть, а дома ты не повзрослеешь.
Чтобы сдать вступительные экзамены, нужно было очень быстро и эффективно подтянуть английский. В середине 11-го класса я сдала экзамен по языку, в апреле поехала сдавать другие экзамены, а в мае узнала, что поступила. Я закончила школу и уехала.
СНикакие варианты, кроме Финляндии, вы не рассматривали?
Нет, потому что у моей мамы принцип — не платить за образование: если человек достаточно умен, он может учиться бесплатно. Если бы я не поступила в Москве на бюджет, я поступала бы в следующем году. А потом Финляндия рядом, там безопасно, экология, травки, леса, озера...
СИ как это было: вот закончили вы школу в 17 лет и уехали в Финляндию? На чем, кстати?
На поезде, который за это время стал мне третьим домом. Родители приехали за две недели до меня, потому что мне долго не давали визу. Они купили мне стол, стул, кровать и отвезли часть моих вещей. А потом приехала и я. Первые три дня я была в очень большом напряжении, потому что не могла коррелировать русские слова с английскими, не могла перестроиться. Надо было думать на английском, общаться с одноклассниками, и все это очень быстро.
СБыло ощущение брошенности?
Было ощущение, как будто меня мама в лагерь отправила. Но через две недели вся эйфория как-то подсдулась. Первые шесть недель я ждала, когда поеду домой. Второй семестр тоже. А весной первого курса мне полегчало.
СВ каком городе вы учились?
Ювяскюля. Во всем регионе население 135 000 человек, а в городе, я думаю, 70 000. Если честно, делать там совершенно нечего. Только бегать, учиться, есть и пить. Зимой было депрессивно, тоскливо и очень хотелось домой. Казалось, что зима никогда не кончится и за окном всегда будет минус 30. Но потом меня отпустило — через это, видимо, надо было пройти. Вообще, становиться взрослым в таких условиях интересно: после первого курса я стала думать по-другому и чувствовать себя по-другому — взрослее сверстников.
ССверстников там или в Москве?
В Финляндии поступают в вуз в 21, 22 года, и я была самая младшая на факультете. В России я ощущаю себя по-другому. У меня немного другое мироощущение, и я это чувствую, когда мои сверстники разговаривают. В Финляндии я на одной волне с теми, кому 23. Они иначе живут: путешествуют, бросают универ, поступают снова, потом опять бросают — в процессе поиска себя.
СА на что они живут?
Финнам платят кела. Это такая социальная стипендия — 500 евро в месяц. Они могут подрабатывать. Работа в баре — это хороший заработок.
СРасскажите про учебу.
Было очень тяжко. Английский язык был совсем не как в тексте «Лондон — столица Великобритании», а про менеджмент, маркетинг и так далее. Я думала: «Господи, что же делать? Как же я буду учиться?» Первые два месяца я провела с гугл-переводчиком, потому что мне надо было прочитать книжку с кучей терминов. Сидела и зубрила. В Финляндии, как правило, учатся два года, а на третий либо занимаются практикой, либо уезжают по обмену. На первом курсе были очень общие и вводные предметы: менеджмент, маркетинг, введение в музыкальную индустрию, введение в право. Я подумала, что это как-то скучно. Слава Богу, я зашла на расписание второго курса и увидела, что там просто фейерверк, что все там мне нравится. Я поняла, что нужно доучиться и со спокойной душой идти на второй курс. И там реально было очень круто. Нас было 40 человек, а это очень мало. Если тебя что-то особенно интересует, ты говоришь об этом преподу. Им реально не все равно: человек сядет, объяснит, где что не так. И они уделяют тебе время, потому что им важно сделать из нас профессионалов, им не все равно, кого они выпускают.
СА где вы жили?
Вообще там есть район с общагами, где живут все. Там весело, дешево и круто. Но я жила в месте, где одни финны. А это значит, что там была тишина. Гробовая. Выходишь на улицу, и у тебя звенит в ушах — настолько там тихо.
СМожете описать свой обычный день?
Проснулась, побежала на автобус (и, скорее всего, пропустила его) или села на велосипед — в зависимости от того, лето или зима, — приехала в университет, просидела там до 7, а потом поехала домой.
СНикакой светской жизни?
Нет, были какие-то факультетские вечеринки. Достаточно занятные иногда. По субботам — дискотеки.
СИ как проходит вечеринка?
Все приносят пиво, рассаживаются по углам и начинают разговаривать по-фински. По мере поступления алкоголя в организм все становятся чуть более общительными и даже иногда переходят на английский.
СКак интересно. То есть большую часть вечера вы сидите и ничего не понимаете?
Нет, я к концу второго курса стала что-то понимать.
СА говорить?
Это такой «барный» финский.
СДругие иностранцы были там?
У меня была подруга-француженка и русская подруга Галя. Но вообще, если в Москве я была очень социально активной, то два года в Финляндии сделали меня асоциальной. Я стала очень ценить свое личное пространство. Я думала: вот мне надо пойти на вечеринку. То есть надо сначала идти в супермаркет, потом домой, потом приодеться, потом ехать туда, искать это место, а потом снова домой, а потом с утра головная боль… Сначала я, правда, ходила на все-все-все вечеринки, а потом мне стало скучно. Я поняла, что эта студенческая жизнь меня больше не прикалывает. Русские студенты приезжают в Финляндию, и у некоторых сносит башню. Они почти не ходят в универ и все время синячат. Представляете, ты 17 лет жил с родителями, а тут тебя выпустили и дали денег. Не все могут справиться со свободой, которая на них обрушилась.
СА что вы делали в свободное время?
Я читала, смотрела сериалы и кино. В основном я созерцала.
СХорошо, два года вы там провели, а потом?
А потом я уехала в Голландию по программе Erasmus. Мой друг, который тут учился до меня, рассказал мне, что там очень крутая школа, и я подала на год. За две недели до переезда я поняла, что бездомная, потому что квартиру я не нашла. Я написала в офис: «Чуваки, мне негде жить». Они очень быстро нашли мне комнату, и я, не вникая в детали, тут же перевела депозит. Приехала, затащила свой чемодан по крутой узкой лестнице, открыла дверь и поняла, что у меня нет цензурных слов: моя комната — это клетка 3 на 3 с откидной кроватью и большим красным пушистым ковром в середине. При этом стоила она столько же, сколько студия в центре финского города. Я встретилась с лендлордом и сказала, что хочу съехать. «Нет, — говорит он мне, — ты подписала контракт на год, и депозит я тебе не отдам». Депозит очень большой при этом. Но в итоге все обошлось: мне написала девочка, которая согласилась там жить, лендлорд простил плату за июнь, и я нашла квартиру поприятней.
Голландские студенты делятся на два типа. Есть международные голландцы и голландцы-голландцы. Международные очень адекватные, с ними приятно разговаривать, и они не будут говорить по-голландски в твоем присутствии. У них есть друзья-иностранцы, они ездят за границу. Голландцы-голландцы могут жить с родителями на другом конце страны и тратят на дорогу в университет до двух часов, потому что на территории Голландии у них бесплатный проезд. Они вообще не воспринимают иностранцев и общаются только между собой.
Вообще, в Голландии очень странные люди: они пытаются все продать. Они продают использованные побитые подсвечники, старую обувь и одежду — не винтажную, а просто которая больше не нужна. Все эти вещи не жалко отдать бесплатно. Они за все пытаются стянуть деньги. Я была у знакомой и попросила колдрекс. Она говорит: «А ты мне вернешь за него деньги? А то он дорогой». Наш препод по голландскому шутит, что голландцы никогда не пригласят вас на обед. Они пригласят вас на чашечку кофе после обеда, чтобы не тратиться.
СУчиться интересно?
Да. Но тут не так, как в Финляндии: студентов очень много, и преподы плевать на тебя хотели — только лекции читают. В Финляндии на лекциях никто не разговаривал, а тут на первом курсе они все время говорят. Их просят помолчать, они молчат две минуты и снова говорят. Может, это связано с тем, что в Голландии заканчивают школу в 18 и не тусуются, а сразу идут учиться.
Я учусь не в университете, а в университете прикладных наук. Это что-то среднее между колледжем и универом. У нас есть туризм, бизнес, медиаменеджмент, отельный менеджмент. В общем, это не классическое образование, а прикладное. Наш универ международный, и обучение тут и на английском, и на голландском. Есть общежитие, где я познакомилась с кучей народа. Люди очень разные, очень разного возраста. Много немцев, болгар. Есть чуть-чуть румын. Французов мало: они не хотят говорить по-английски. Люди здесь более социально живые, чем в Финляндии.
СВы вернетесь в Финляндию?
Надеюсь, что нет. Я сдала почти все обязательные курсы в Финляндии и надеюсь, что мне удастся доделать их виртуально. А потом я приеду только на диплом. По идее я должна выпуститься в мае 2015 года.
СЧто будет дальше и кем вы будете?
Мне часто задают этот вопрос. Я знаю, как продюсировать артистов, как организовывать фестивали, концерты и как работать на лейбле. Здесь я учусь на продакшн: кино, телевидение. Я не до конца уверена, что хочу заниматься музыкальным бизнесом, потому что он очень нестабильный. Кино и телевидение меня привлекают больше. Это звучит странно, но я могу работать практически где угодно в медиасфере. Я бы очень хотела заниматься кинопроизводством.
СА где?
Я ищу работу в Голландии, Германии, Франции и Бельгии.
СТо есть вернуться в Россию вы не хотите?
Мама считает, что в России все не очень гладко, и не хочет, чтобы я возвращалась.
СА вы?
А я отношусь к этому спокойно. Я не очень люблю Москву, где очень много народу. Каждый раз, когда я приезжаю, она меня давит. Люди застрессованы до невозможности и постоянно находятся в напряжении. Я не вижу в возвращении ничего трагичного, но было бы клево поработать здесь, а потом уже поехать в Москву и поработать там. Если был бы какой-то третий город, помимо Москвы и Питера, где можно было бы зарабатывать и не было бы столько людей, я бы с удовольствием там поселилась.
Вот все думают, что я уеду в Европу и что я всем тут нужна. Но даже с европейским дипломом, который я пытаюсь получить, в Европе трудно устроиться на работу. В Голландии очень строгие мигрантские законы. И в Бельгии тоже. В Германии полегче. Это миф, что мы все сейчас эмигрируем в Европу и у нас все станет лучше. Здесь те же самые проблемы. И со съемом жилья, и с поиском работы. И бывает одиноко. Многие думают, что можно уехать в Европу и все изменится. Это не так. Куда бы ты ни поехал, все твои проблемы в твоей голове путешествуют вместе с тобой. И уезжать куда-то, чтобы решить эти проблемы, — очень плохая идея.
Jyväskylä University of Applied Sciences — один из крупнейших университетов прикладных наук в Финляндии, в котором обучается около 8700 студентов. Обучение ведется на финском и английском языках. Университет расположен в столице региона Центральная Финляндия, в 300 км от Хельсинки.
NHTV Breda — в 2013 году стал лучшим университетом прикладных наук в Голландии, готовит специалистов в самых разных областях — от логистики до туризма. Преподавание ведется на голландском и английском языках. Университет находится в городе Бреда, в провинции Северный Брабант.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Арсений Синёв, 17 лет
Монтрё, Лейзан
СКак так получилось, что вы уехали?
В какой-то момент родители сказали, что хотят, чтобы я учился в Швейцарии. Мы с папой съездили на несколько выставок, где были представлены несколько школ. Посмотрели, выбрали, съездили туда на пару дней, подали заявление, пообщались с директором, и я уехал.
СЧто за выставки?
Они проходили в какой-то гостинице на Киевской. Там было представлено какое-то количество заграничных школ и университетов.
ССколько вам лет тогда было?
14. Я учился в частной школе «Виктория» на Красной Пресне.
СИ каково это — уехать в 14 лет одному?
Честно говоря, жутко. Слава Богу, я прилетел с еще одной девочкой из Москвы, мы сразу познакомились и начали общаться. От Женевы до Монтрё ехать на машине недолго — показали комнату, отнес туда чемодан. Пошел вниз, познакомился с другими людьми. Потом был ужин, на котором познакомили со всеми, кто уже приехал. Это было воскресенье, а в понедельник уже начались уроки. Первые пару недель было неприятно — нужно было адаптироваться.
СКаким вам все это показалось по сравнению с Москвой?
Это была boarding school с обучением на английском. Все предметы совершенно другие и система образования другая. Я был шокирован системой обучения: все казалось очень простым. Не то чтобы я перестал учиться совсем, но мне не нужно было ничего делать для того, чтобы иметь хорошие оценки.
СТо есть в московской школе учили лучше?
Не лучше, а совсем по-другому. Тут упрощают материал и дают его не на таком глубоком уровне. Здесь предметы делаются за один год, а в Москве все изучали одновременно. По отдельности гораздо легче.
СКакая там была жизнь помимо учебы?
Учеба заканчивалась в три. Потом начинался какой-то спорт: допустим, в понедельник мы могли играть в волейбол, во вторник — в футбол. Я все время находился в школе, никуда не выезжал, и мне этого было достаточно. После уроков могли показать какой-нибудь фильм, в выходные школа организовывала поездки в другие города. Можно было записаться и поехать с друзьями.
СС кем вы общались?
В школе было очень много русских и несколько американцев, с которыми я жил. Вообще, во всех швейцарских частных школах очень много русских — в основном дети из богатых семей. Людей из Москвы не так много, приезжают из Челябинска, из Ижевска. У них совсем другой менталитет, они привыкли, что родители дают им огромные карманные деньги. Первое число каждого месяца было для них праздником, потому что падали деньги на карточку. Они покупали все что хотели, и родители их абсолютно не контролировали. У меня даже сложилось впечатление, что родители их отправляют за границу не для того, чтобы дать хорошее образование, а чтобы избавиться от них, не воспитывать и снять с себя ответственность.
СА помимо этих детей с мещанскими манерами?
Много детей из арабских стран — тоже с огромными деньгами. Вообще, почти все общаются по странам. Испаноязычные между собой, русские между собой. Если есть единственный представитель своей страны, например Нидерландов, ему приходится общаться с кем-то еще.
СБедные Нидерланды…
Но европейцы и так общаются с другими людьми. И американцы общаются. Не общаются русские, арабы и испаноязычные.
ССколько вы проучились в Монтрё и почему перевелись оттуда в Лейзан?
Сначала мне очень нравилось, а потом я разочаровался. Не хватало дисциплины, люди творили что хотели, а потом образование отставало — с их дипломом у меня не было бы возможности поступить в хороший университет.
СА что творили?
В школе было разрешено курить с 16 лет, что, с моей точки зрения, полная ахинея — потому что в стране официально разрешено курить с 18 лет. А потом там никого не интересовала учеба, они пропускали и ничего не делали. Было несколько вариантов: школа в Лейзане, где я сейчас учусь, и британская школа тоже недалеко от Монтрё. Родители решили, что тут образование лучше, да и директор им больше понравился. В Лейзане мне наконец начали преподавать то, что я не знал до приезда в Швейцарию. Начались новые темы по математике, приличная литература, где мы начали читать книжки и их анализировать.
СИ какие книжки вы читали?
В первый год «Отелло» Шекспира, «Повелителя мух» Голдинга — достаточно неплохой выбор книг.
СДве книги за год?
Нет, еще была книга про конфликты внутри семьи, которую написала женщина, работавшая в нашей школе. И еще одна книга человека, который выжил в Аушвице. Еще читали рассказы и стихи.
ССколько вам еще учиться?
Ровно месяц.
СА что будет потом?
Поступлю и буду учиться в Женевском университете.
СА факультет какой?
Биохимия.
СВы часто в Москву приезжаете?
В основном на каникулы. У нас есть три недели на Рождество, две недели на Пасху и время с начала июня до конца августа. К Швейцарии привыкаешь, и то, что раньше казалось нормальным, начинает казаться странным. Например, что зимой на улицах грязно, что другой менталитет, что люди ведут себя по-другому.
СА там как себя ведут?
Лейзан — совсем маленький город, который многим может показаться деревней. Тут все очень дружелюбные, здороваются на улице, улыбаются.
СКак вы себе представляете дальнейшую жизнь?
Мне надо будет проучиться три года, чтобы получить бакалавра. Потом я пойду в магистратуру или буду работать.
СА жить вам где хочется?
Честно говоря, я не думал об этом. Здесь меня все абсолютно устраивает, поэтому я не прочь остаться здесь.
Институт Монте Роза — частная англо-американская школа в Монтрё для детей от 6 до 16 лет. Основана в 1874 году. Сначала это была женская школа, после Второй мировой войны обучение стало совместным. В школе учатся 70 человек, для детей 16–18 лет построен пансион.
Leysin American School — совместная частная международная школа для детей от 12 до 19 лет, основанная в 1960 году. Программа международного бакалавриата (International Baccalaureate) позволяет закончить школу с дипломом, который принимают большинство университетов мира. Из 380 учеников 370 живут в пансионе при школе.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Николай Антонов, 24 года
Любляна
ССколько лет вы уже в Словении?
Два года. Я учился четыре года в Москве, в Инязе, чтобы не идти в армию. Два года учил корейский, и это было невыносимо. Потом я его бросил и стал учить французский. После третьго курса я понял, что больше там не выдержу. Уже тогда я увлекся музыкой и звукорежиссурой, и для меня это было главным в жизни. Как только я отмазался от армии, я тут же бросил институт и начал искать варианты, куда и как уехать. Сначала смотрел всякие Лондоны. В принципе я мог себе это позволить, но снять в Лондоне я мог разве что квартиру на окраине на двоих с руммейтом. Поэтому я начал смотреть Европу — Берлин, Амстердам, Париж, Скандинавию, которая мне всегда казалась очень скучной и холодной. А потом внезапно возникла Словения, и я подумал: почему бы и нет?
СА откуда она взялась?
Есть музыкальная школа SAE, изначально австралийская, у которой 40 филиалов по всему миру: Шанхай, Дубаи, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и так далее. Часть их школ выдает дипломы, заверенные в Англии, в Миддлсекском университете, а часть — свои локальные. Мне было важно, чтобы диплом был английский. Кроме того, в Любляне смешные цены на недвижимость. Я точно знал про себя, что, если бы я поехал в Нью-Йорк или Берлин, где все время тусовки, то все время тусовался бы и ничего не делал. В итоге я очень доволен своим выбором: спокойный красивый город, доброжелательные приятные люди и маленькая частная школа, куда набирают 10 человек в год.
СА почему нельзя было заниматься этим в Москве?
В Москве есть ГИТР и другие какие-то совсем смешные места. Школа в Любляне, безусловно, лучше: там английская программа, сильные преподаватели, воркшопы, на которые приезжают по-настоящему крутые чуваки.
СЧто нужно было сделать, чтобы поступить?
Я послал портфолио, заплатил денег и все. Мне кажется, можно было просто заплатить денег — не то чтобы там какой-то аншлаг.
СИ сколько это стоит?
За первый год я заплатил 8900 евро, и в эту сумму входил новый макбук. Я приехал в Любляну, ничего не зная о Словении. То есть я представлял себе историю Югославии, но очень смутно отличал сербский от хорватского. Любляна — это такой забавный микс Средиземноморья и Австро-Венгерской империи. Сложно сказать — восточная это Европа или западная: до Италии два часа, до Австрии два часа и Балканы тут же.
СЭто бакалавриат?
Да. Два года фултайм, и ты бакалавр. А потом можно и мастера получить.
СКто там учится?
В основном разные местные: хорваты, сербы, словенцы. Это странные ребята без особых амбиций и любви к учебе, хотя они заплатили за это деньги. Был один очень толковый хорватский парень — замглавного какой-то студии в Загребе, одной из главных или даже единственной в городе. Был парень из Франции, у которого уже был мастер в каких-то компьютерных науках, — такой айтишник, который вдруг заинтересовался музыкальным софтом. И, в общем, все.
СДевушек не было?
Я сначала не понимал, зачем в школе женский туалет, а потом увидел, что на курсе старше есть одна девочка. Она там, конечно, странно смотрелась.
СВсе говорят по-английски?
Да. В соседней Италии очень сложно иногда бывает — там никто не говорит. Во Франции это доходит до бреда: они делают вид, что тебя не понимают. А в Любляне все говорят, даже 60-летние кассирши. Наверное, югославское образование было хорошим. И потом у них не дублируют кино — все фильмы с субтитрами.
СЧему и как там учили?
Первый год был вводным, в основном теория. Когда я выбирал место, мне говорили и я сам думал, что в каком-нибудь Лондоне, конечно, будут читать лекции топовые звукачи, у которых «Грэмми» и все дела. У таких будет куча других дел и работы, и добиться от них какого-то фидбека по своему проекту будет сложно. Тут по-другому: преподавателям 30-40 лет, они очень крутые, и у них есть на тебя время.
ССколько времени занимает учеба в день?
К сожалению, очень мало. Лекции пять дней в неделю по три часа. Плюс много практических заданий. Мне очень не хватало нагрузки, и периодически я просто на стенку лез.
СА что вы делали остальное время?
Венеция, Вена — на одной неделе сюда поехал, на другой — туда.
СВ Любляне была какая-то студенческая жизнь?
Какая-то была, но не то чтобы фантастическая. Есть там свои хипстеры. Я затусовался в одном модном баре. Ребята оттуда стали водить меня по всяким закрытым вечеринкам очень крутым: на крыше в замке посреди ночи. Потом у меня был однокурсник, который работал в самом большом концертном зале в Любляне и на Балканах вообще, — он меня вписывал на концерты, и я довольно много послушал там. Но возил он в основном странный европейский авангард.
СКакие там люди?
Они очень искренние, открытые и добрые. Двери никто не закрывает. Сидишь где-нибудь в баре, рюкзак с компом оставляешь, отходишь на 10 минут, и даже мысли нет, что кто-то возьмет. Очень спокойно. Я полицейских видел за эти два года несколько раз — на великах.
СНе скучно там?
Мне было прекрасно — меня ничего не отвлекает, а раз в неделю есть какая-то туса.
СДальше что вы будете делать?
Я сейчас продолжу учиться в той же школе, но в Роттердаме, где все лучше и профессиональнее. Первый год в Любляне вводный и со всеми каникулами он в счет не идет, поэтому мне нужен еще год, чтобы получить бакалавра. Потом я хотел бы поработать, а мастера получать уже в Лондоне. Меня привлекают мультики и видеоигры, в смысле звук для этого всего. Я не хочу совсем уезжать из Москвы, в идеале жил бы на два города. Я не из тех шизофреников, которые говорят: Москва — это п...ц, Путин и так далее, надо уезжать и собирать вещи. Я не очень люблю Москву за то, что тут мало профессионалов и что всё тут делают кое-как — вроде не говно и достаточно. В Европе этого меньше, там люди стараются.
СТам будет легко найти работу?
То, чем я хочу заниматься, мне кажется, проще найти там. Я ничего не знаю про видеоигры в Москве. Наверное, есть какие-то маленькие студии, которые делают что-то. Понятно, что я на фиг никому там не нужен, но нужно же быть лучшим. Нужно попробовать, а если не получится, буду тут работать. С тем образованием, которое я получу там, здесь-то уж я точно смогу найти работу.
School of Audio Engineering — SAE Institut, крупнейшее в мире учебное заведение по подготовке специалистов в области аудио, кино и мультимедиа, созданное в 1976 году.
Есть программы бакалавра, магистра, доктора и подготовительный курс.