Лучшее за неделю
Анна Красильщик
3 июня 2014 г., 14:34

Учиться за границей. Истории российских студентов в Европе. Часть 4

Читать на сайте
Фото предоставлено автором

Лиза Васильева, 19 лет

Берлин, Геттинген

СГде вы сейчас учитесь?

На медицинском факультете Геттингенского университета.

СПеревелись или сразу поступили?

Сначала я отучилась год в Первом медицинском университете в Москве, потом уехала оттуда в Берлин и год училась в Studienkolleg — это заведение для иностранцев, которые хотят учиться в Германии. Здесь заканчивают школу позже, чем мы, примерно в 19 лет. Поэтому, прежде чем поступать в немецкий вуз, нужно либо проучиться два года в российском университете, либо год в России, а затем в Studienkolleg. Но два года в Первом меде я бы точно не выдержала, а если бы не там училась, не факт, что и уехала бы.

СПочему?

Там было ужасно тяжело. Преподавателей, которые хотят чему-то научить, очень мало — в основном они ужасно раздражены тем, что им нужно проводить с тобой время. Если ты попал к преподавателю, который хочет тебя чему-то научить, считай, тебе повезло. Из десяти случаев мне повезло один или два: у меня была прекрасная преподавательница гистологии и месяц вел анатомию молодой инициативный преподаватель.

Первые два года во всех медицинских вузах очень много теории, через которую надо прорваться, чтобы началось то самое, ради чего ты и идешь в университет. Это и так непросто, а в России эту задачу зачем-то дополнительно усложняют. У нас было три типа предметов. Первый — это предметы, которые вообще никак не относятся к делу: философия, история отечества, психология. Главный критерий оценки — посещаемость. Ты должен ходить на лекции, а потом сдать реферат, который все скачивают накануне экзамена или зачета и который никто никогда не прочитает. Так ты получаешь зачет. Второй тип — это предметы, в которых к медицине имеет отношение только название: медицинская этика, уход за больными. На медицинской этике все время шла речь о том, как разлагается мораль в наше время. Это было как раз во время истории с Pussy Riot, и преподаватель на каждом семинаре объяснял нам, почему правильно, что их хотят посадить. Уход за больными — это в основном сестринские навыки. Нам преподавали один и тот же материал два семестра подряд, потому что не было новой методички. Еще есть, конечно, действительно медицинские предметы: гистология, физиология, анатомия, биохимия. Это самые взяточные кафедры. Через пару месяцев после начала занятий наша преподавательница анатомии сказала: скоро будет праздник — дарите мне телефон за 12 000 рублей, и я буду лояльнее на зачете. А второму курсу она заказала планшет за 18 000 рублей.

СКруто. И что, все скидываются и покупают?

Все скидываются и покупают. Люди — это отдельная история. Есть такие, которые заплатили и дальше за все будут платить, и есть те, которые сами поступили и действительно очень мотивированы. Чтобы закончить этот мед, по-моему, надо быть или крайне мотивированным и крепким человеком, или окончательно беспринципным и богатым. Я до сих пор общаюсь только с одной своей московской однокурсницей, и каждый раз она рассказывает новые истории, от которых жутко становится. Например, как все сдали практику по уходу за больными, заплатив по 1000 рублей. Преподавательница просто собрала с 25 человек деньги — и вот уже практику никто может не проходить.

СЗдорово. А потом они все будут врачами.

Да-да. Я как-то ради интереса просто спросила одного мальчика: а что же ты до 6-го курса, что ли, будешь за все экзамены платить? Он говорит: да нет, почему — на 4-м же уже практика начнется.

СКакой кошмар.

Да. Но мне обязательно нужен был этот год, чтобы уехать в Kolleg. Я долго не знала, берут меня или нет, и продолжала на всякий случай ходить в университет. Просто исключала один предмет за другим, оставляла только те, на которые не жалко времени. А потом я очень сильно поссорилась с преподавателем физиологии. Он очень долго работает на кафедре. Каждый семинар он посвящал обсуждению «идиотских» мусульманских законов, делая хамские высказывания в их адрес. При этом у нас в группе было очень много мусульманок, они ужасно переживали, возмущались, но ничего не говорили. В какой-то момент я не выдержала и ему очень спокойно сказала, что, мол, вам, как профессору, совершенно непростительно такое говорить. Он страшно разозлился и пообещал, что экзамен я ему не сдам. А мои однокурсники тоже страшно на меня обозлились: ну, молодец — ты-то уедешь, а нам ему зачет сдавать. Другие говорили: ты, конечно, плохо поступила, но мы тебя прощаем. Ответа из Берлина я еще не получила, но после этого эпизода в институте я не была.

СЛиз, а что нужно было сделать, чтобы поступить в Берлине?

Сдать экзамен на знание немецкого (Test DaF или DSH), иметь школьный аттестат и академическую справку из института. На немецкий экзамен записываешься за месяц, платишь 100 евро и сдаешь этот тест в Москве. После подачи документов тебя приглашают на экзамен в Kolleg. Я ездила туда в ноябре, а в декабре получила ответ.

СЭто платная учеба?

Нет.

СРасскажите про переезд в Берлин.

Все было по стандартной схеме. У меня многие друзья уехали, и все они прошли одни и те же стадии. Сначала была эйфория, потом тоска, а потом привыкаешь.

СЧем вы занимались в Studienkolleg?

Там была очень неплохая подготовка к университету. У меня было четыре предмета: биология, химия, физика, математика. Но восторг именно что от учебы пришел тут, в университете. Kolleg же был больше похож на школу, времени занимал не слишком много, я больше развлекалась, нашла там прекрасных друзей, и, когда акклиматизировалась, началось очень хорошее время.

СА сколько вам понадобилось времени, чтобы акклиматизироваться?

Мне кажется, я стала стабильно хорошо себя чувствовать через полгода. Сначала было тяжело: ты никого не знаешь, некуда пойти и все время нужно знакомиться с новыми людьми. Через полгода этих проблем уже не было. Правда, что смешно, все мои берлинские друзья — иностранцы. Из Перу, Венгрии, Сингапура, Аргентины, России. В апреле я уехала в Геттинген, а они остались в Берлине, но мы до сих пор очень много общаемся.

СРасскажите, как вы в университет поступили.

При поступлении учитываются твои школьные оценки: 50% — средний балл из России и другие 50% — оценка, которую ты получаешь в Studienkolleg. Там нужно за все время сдать около 16 мелких экзаменов плюс три больших итоговых — это довольно тяжело, но дает отличную подготовку.

СТо есть поступить может любой?

Да. Просто много проблем с разными бумажками, которые сложно и долго нужно собирать, переводить, нотариально заверять, отправлять. Это не то что сложно, скорее нудно.

СЭто какой-то известный в Германии вуз?

Один из лучших в рейтинге медицинских вузов. Я хотела остаться в Берлине, но немного напутала с подачей документов. Разница между Геттингенским и Берлинским университетами — в программе. В Берлине поменяли систему: если раньше первые два года было очень много теории, то сейчас убрали большой экзамен, который все медики обычно сдают после двух лет обучения, ввели модульную систему и очень много практических дисциплин, начиная с первого семестра. Проблема в том, что если начинать учиться так, то на традиционную программу ты уже не переведешься. Это совсем новая система, и пока нет выпускников, поэтому сложно оценить, насколько она эффективна. Отзывы очень разные: кому-то очень нравится, а кто-то страдает. Поэтому я решила, что буду учиться тут, а если совсем не понравится, буду думать дальше. Пока что я учусь месяц, и все, что касается университета, меня приводит в полнейший восторг — от библиотеки до системы обучения.

То, что в Первом меде нас заставляли зазубривать, здесь мы делаем сами на практике. Там даже невозможно было представить, что это можно сделать самому, а тут ты приходишь в лабораторию, изолируешь свою ДНК и заучивать становится совершенно не нужно. Здесь вообще пропало ощущение, которое меня в Первом меде не покидало ни на минуту: что ты теряешь время. Там запирали двери через две минуты после начала лекции и нужно было расписываться, что ты на нее пришел. Здесь же никому в голову не придет заниматься подобным. Если тебе легче самому понять и выучить материал, никому не нужно, чтобы ты просто так просиживал лишние часы в лекционном зале.

Ведь очень просто понять, хорошая лекция или нет: если из 270 человек приходят 20, сразу понятно, что что-то не так. А в Первом меде нет шансов это понять: у каждого проверяют конспекты, а если ты не был на каком-то количестве лекций, то их надо отрабатывать, т.е. просто отсидеть в классе время, которое ты пропустил. Здесь же тебе все время стремятся помочь. Слайды любой лекции можно скачать на студенческом портале, куда их выкладывают профессора. Есть практикум, на котором ты в основном проводишь опыты и можешь задать любые вопросы. Есть туториум, где старшие студенты объясняют то, что ты не понял, и помогают правильно готовиться к экзаменам. Это очень приятно и здорово, когда учиться не мешают, а наоборот, делают все, чтобы тебе было легче. И свободного времени у меня здесь в разы больше.

Летом, когда мне нужны были все эти документы для отправки в Германию, я часами в жару просиживала под дверью деканата, бегая то за одним человеком, то за другим, чтобы упросить дать мне нужную справку. Просто ждала, пока кто-то с кем-то договорит или выпьет кофе. А здесь ты подходишь к автомату, прикладываешь карточку, нажимаешь на две кнопки — и тебе распечатывается та же самая справка. По-моему, это очень наглядный пример.

ССколько вам еще учиться?

Шесть лет. Два года доклинические, потом три года медицинские модули, а последний год — практика. На этот год многие уезжают в другие города или страны. Есть множество программ, которые оплачивают пребывание и работу в этот год за границей. Я вот не совсем уверена, что после учебы хочу остаться и работать здесь, в Германии.

СА где хотите? В России?

Я не знаю. Надо посмотреть. Я думала про Израиль, но пока это не слишком зрелое решение.

СА вы рассматриваете вариант вернуться в Россию и жить там?

Я не могу сказать, что никогда не вернусь жить в Россию — всякое может случиться. Но, если учесть последние события, эта уверенность убывает. Работать врачом в России — это отдельная история. Ради острых ощущений я бы скорее поехала в Африку или Индию.

СВы уже думали про специализацию?

Это сложный вопрос. В Москве я два месяца работала в реанимации в госпитале Бурденко, и мне очень понравилось. Я начала думать про профессию реаниматолога или анестезиолога. В Израиле я два месяца волонтерила в скорой и тут же загорелась профессией врача скорой помощи, но не везде есть эта специальность. А до этого я очень хотела пойти в педиатрию и пока не отказалась от этой идеи. Но говорят, что решения, которые принимаются в первые годы учебы на медицинском, еще сто раз поменяются.

Studienkolleg — отделение при немецких вузах для иностранных студентов, где готовят к поступлению в университеты Германии. Для поступления нужно сдать школьный аттестат с отличием или школьный аттестат плюс справку о прохождении первого курса дневного отделения местного вуза и теста немецкого языка на уровне В1-В2. Обучение разделено по направлениям: M-Kurs готовит к поступлению на медицинские и околомедицинские специальности, T-Kurs — на технические направления, W-Kurs — подготовка для будущих экономистов, S-Kurs (G-Kurs) — на гуманитарные специальности. Обучение в Studienkolleg бесплатное и длится один год, после чего сдаются выпускные экзамены, дающие право абитуриентам поступать в немецкие вузы.

Геттингенский университет имени Георга Августа — один из крупнейших немецких университетов. Основан в 1734 году королем Георгом II и открыт в 1737 году. В университете учатся 26 000 студентов, как немецких, так и иностранных.

Лиза Васильева

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Фото предоставлено автором

Лев Бездольный, 16 лет

Тель-Авив

СВы приехали в Тель-Авив из Москвы?

Да.

СА когда?

Мы уехали три года назад. Весной.

СПочему?

Такие обстоятельства. Пришлось уехать.

СГде вы учились в Москве?

Школа № 2030, которая еще называется «Школа будущего». Там все такое продвинутое — компьютеры везде. Но мне эта школа не особо нравилась — слишком пафосно. И дети не очень нравились. Я уехал в конце мая, когда начались каникулы. Летом я усиленно учил иврит — и немного выучил. Осенью я пошел в школу, но не в обычную, а в ульпан. В Израиль приезжает много репатриантов из других стран, и языка они не знают. Поэтому тут очень много ульпанов — школ, где учат иврит. Я попал в группу от 12 до 17 лет.

СБольше там ничему не учили?

Изредка была математика. Но учили только термины.

ССколько вы там проучились?

Ровно год.

СТо есть целый год вы ничем, кроме иврита, не занимались?

Ну да. Довольно много пропустил.

СА какие там были дети?

Дети там часто менялись. Кто-то приезжал, кто-то уезжал. Много было людей из Южной Америки, из Колумбии — у них родители работали в посольствах. Среди моих друзей был мальчик с Украины. К середине года приехал мальчик из Москвы. Еще один друг из Казахстана.

ССколько времени длились занятия?

Где-то 7 уроков по 45 минут. Я приходил в 8.00, а уходил около часа.

СА чем вы там еще занимались?

Дополнительно занимался ивритом с репетитором. И, в общем, все.

СУльпан закончился, и что дальше?

Выдали аттестат. А потом меня приняли в местную школу, где все полностью на иврите. Это школа искусств — одна из лучших в Израиле. Помимо общеобразовательных предметов дети выбирают факультет: театр, музыка, искусство (где учусь я), танцы.

СТуда сложно поступить?

Вообще, да. Туда едет весь Израиль. Я пришел на собеседование в музей, где мы учимся рисованию. Там нам поставили композицию, которую мы рисовали, а потом всех по очереди приглашали в кабинет на собеседование. Я показал рисунки, рассказал про себя, и меня зачислили. Я учусь там второй год, и осталось еще два года — до 12-го класса.

СЧто будет потом?

Потом, если я останусь в Израиле, я пойду в армию. Тут нельзя откосить, как в России, — тут с этим очень жестко. С 18 лет все три года служат.

СА вы хотите вернуться?

Я сначала планировал вернуться в Москву, чтобы учиться там в русской школе. Я говорил об этом маме, но она ничего не делала.

СА почему вы хотели вернуться? Вроде школа была паршивая.

Школа была паршивая, но меня как-то туда тянуло. Такое чувство было — хотелось в Москву. Там все-таки вся наша семья, друзья. Все родное. Мама потом согласилась. Мы планировали уехать зимой, но потом оказалось, что для того, чтобы поступить в русскую школу, мне нужно сдать ГИА за 9-й класс. А я в 9-м классе в Москве не учился. И меня не могли принять. Мы начали готовиться и узнавать, как его сдавать. Потом оказалось, что для того, чтобы тебя допустили к ГИА, нужно получить аттестат. То есть надо сдать 12 предметов за все классы. Это было неожиданно — я же не учил все эти предметы в Израиле. Пришлось сдавать. Сейчас я сдал восемь, и осталось четыре. Если я сдам эти экзамены и ГИА, будем решать, оставаться или ехать в Москву. Но я считаю, что даже если мы останемся тут, все равно хорошо, что я сдам эти экзамены. Потому что высшее образование я все равно буду получать в Москве. А для этого мне нужен ГИА.

СВы уже знаете, куда будете поступать?

Пока нет.

СПочему тогда вы уверены в том, что хотите получать высшее образование в Москве?

Я планирую там жить, даже если я тут отслужу в армии. Жить мне тут оставаться не хочется. Мне трудно с языком, трудно говорить с людьми, и я не очень комфортно себя чувствую. Это важная причина. Кроме того, тут трудно работать — безработица и высокие налоги. А вот в Москве можно получить высшее образование и не работать при этом по специальности.

Tichon Ironi Alef — высшая школа в Тель-Авиве. Школа выросла из частной Гимназии Балфор, основанной в 1931 году. В 1947 году школу купил городской муниципалитет, после чего изменилось ее название. Среди выпускников школы — президент Израиля Шимон Перес.

Лиза Васильева

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Фото предоставлено автором

Диана Ким, 22 года

Гамбург, Барселона

СГде вы учились в Москве?

Я закончила Лингвистическую школу-лицей на Красносельской при Московском институте иностранных языков. Это частная школа с неплохим английским. Одновременно я училась в школе в Германии. А потом поступила в ИнЯз.

СНе поняла, как это вы учились одновременно в школе в Москве и в Германии?

Это долгая история. Когда мне было 10 лет, моя мама переехала в Германию. Я переехала вместе с ней, ходила там в школу, а потом лет в 14 решила, что мне больше нравится жить в Москве, и вернулась жить с папой. Но при этом я продолжала ездить в Германию и делала вид, что живу там и учусь в школе, чтобы мне дали вид на жительство. В обеих школах не должны были знать о существовании друг друга. Поэтому и там, и там я притворялась болезненным, странным ребенком и пропускала везде по три месяца.

СЭта раздвоенность мешала или наоборот помогла?

Сейчас я понимаю, что помогла, конечно. Но в подростковом возрасте это было отвратительно. Никакой интеграции не происходило — ни в русскую, ни в немецкую жизнь. Три месяца тут, три месяца там. Только ты привыкнешь и заведешь друзей, приходится уезжать.

СЧем отличались эти две школы?

В Германии очень расслабленная и медленная программа по всем предметам. Там очень хороший английский, литературы просто нет, а в 9-м классе проходят дроби. В общем, с нашей программой не сравнить. После 10-го класса они выбирают пять основных предметов. До 10-го класса в Германии мне хватало того, что мы в Москве проходили с 1-го класса по 6-й. После школы я поступила в ИнЯз и училась там на переводчика. Потом перевелась на заочку, а на 4-м курсе ушла.

СПочему?

Я поступила в Гамбургский университет на факультет истории искусств. Мне надоело учиться в Москве, и я не понимала, хочу ли вообще учиться. В итоге я поняла, что хочу получить классическое гуманитарное научное образование, по крайней мере бакалавра. Мои баллы, полученные в ИнЯзе и пересчитанные в Германии, подходили только для подачи на гуманитарные специальности, творческие специальности и языки. Лингвистикой, филологией и дизайном я заниматься не хотела и решила попробовать искусствоведение. В последний день я подала документы и прошла. А потом очень обрадовалась — на самом деле мне крупно повезло. Уже потом я узнала, что в Гамбурге своя традиция искусствоведения, что в университете преподают корифеи искусствоведения XX века. В общем, я ни о чем не пожалела.

ССколько вы там учились?

Два года. Я училась и учусь на бакалавра.

СКак устроена система обучения?

Нужно набрать 180 баллов, которые распределяются по трем модулям, которые, в свою очередь, делятся на подмодули. Модуль — это тематическая направленность предметов. В основном это семинары, лекций меньше. Лекции требуют очень большой подготовки. Тебе дают кучу материалов на немецком и на английском. Некоторые профессора — литературу на французском или на итальянском. И ты не можешь сказать, мол, я же не знаю итальянский. Такое отношение профессоров передается студентам — ты идешь и читаешь.

ССколько длится бакалавриат?

Три года. Но через два года я уехала учиться в Университет Барселоны по программе Эразмус.

СКакая разница между жизнью там и тут?

Колоссальная разница менталитетов. Немцы очень организованные, порядочные, очень хорошо умеют работать. Но эмоциональная часть от этого немного страдает. Пословица «Что русскому хорошо, то немцу смерть» действительно работает. Испанцы же очень живые, очень неорганизованные и очень похожи на русских.

СА как вам учеба в Испании?

Мне не понравилось образование в Испании, но я взяла с собой несколько немецких курсовых, которые я доделываю. В Гамбурге никто не учится для отмазки. Там действительно интересно и нет смысла халтурить. И все очень самостоятельные — никого не приходится пинать. А в Испании все ровно так, как в Московском институте иностранных языков. Как я ушла из него в 19, так вернулась в 22.

СЭто ложится в вашу концепцию о менталитетах.

Да, и это ужасно. Профессор полтора часа читает лекцию и показывает презентацию в Powerpoint, на которой показано ровно то, что он рассказывает. А потом это можно скачать в интернете. На экзамене с тебя спрашивают какие-то даты, и все это не имеет никакого смысла. В Германии же к каждой лекции нужно готовиться, читать литературу. Потом преподаватель обсуждает со студентами какие-то основные тезисы и гипотезы в современной научной литературе. Потом выбирается общая тема — например «Ранняя христианская базилика в XIII веке там-то там-то». На вводном занятии тебе дается основная база. Потом выдается список тем на весь семестр, и каждый студент выбирает тему, на которую он готовит доклад для остальных. После каждого доклада происходит дискуссия с профессором, все задают вопросы. А потом ты делаешь большую письменную работу — по сути, научное исследование. А если тебе просто читают лекции, ты ничему не учишься.

СЭто платное образование?

В Германии платное, но символически — около 250 евро стоит семестр. Причем там все время все меняется, и периодически они отменяют плату. В эту сумму включен круглосуточный проездной. А в Испании учеба стоит примерно 1200 евро в семестр, но я приехала по обмену, поэтому ничего не плачу.

СКогда вы вернетесь обратно в Гамбург?

Если честно, я не планирую возвращаться. В Гамбурге семестр начинается в октябре, а в июне я освобожусь от учебы. Я думала поискать в этот период работу здесь, в Барселоне. Тут проблемы с поиском работы у всех, кроме людей, которые говорят по-русски. Потому что основной источник прибыли — это туризм, а поток русских туристов очень велик. Причем это верхние слои, скупающие недвижимость в Испании. И у меня есть надежда, что среди них есть русские, которые интересуются покупкой искусства.

Университет Гамбурга — один из крупнейших академических центров Германии и при этом один из самых молодых университетов страны (основан в 1919 году). Среди профессоров и выпускников университета — пять лауреатов Нобелевской премии. В университете учатся 39 000 студентов.

Университет Барселоны — один из первых вузов в Каталонии, основан в 1450 году. Есть факультеты теологии, медицины, гражданского права, философии и искусства. Преподавание ведется на кастильском и каталанском. В университете учатся 74 000 студентов.

Лиза Васильева
Обсудить на сайте