Кино на «Снобе»: откровенный и бескомпромиссный портрет женщины «Утро Лизы»
Наталье Кудряшовой 35 лет. Она действующая актриса, выпускница Школы драматического искусства, играет в МХТ им. А. П. Чехова и в кино — в частности, что важно нам, в короткометражке Вадима Ватагина «Щелчок». Режиссуре она обучалась у Владимира Хотиненко, Павла Фенченко и Павла Финна на Высших режиссерских курсах. Сейчас она снимает свой полнометражный дебют «Пионеры-герои» под патронажем Сергея Сельянова. В ожидании премьеры посмотрим короткометражку «Утро Лизы», объездившую немало международных кинофестивалей — от Open cinema fest до «Послания к человеку»: «Из призов есть фотоотражатель, для следующего кино, видимо». Главную роль играет сама Наталья.
Хочу все знать. Сначала училась на актерском курсе в Нижегородском театральном училище в мастерской Левите, Фильшина, Белова. Параллельно с этим училась на филфаке Нижегородского университета им. Лобачевского. Затем, когда после училища переехала в Москву, была лаборатория Анатолия Васильева в Школе драматического искусства. У Васильева я училась как актерской работе, так и режиссуре. Это продолжалось еще четыре года. А в 2012 году окончила Высшие режиссерские курсы.
Вначале было слово. Сначала я написала сценарий. Это сценарий полнометражного фильма «Пионеры-герои». Какое-то время я была готова отдать его в хорошие руки, но таких рук не нашлось, и пришлось брать все в свои. В кинорежиссуре я понимала не так много, поэтому решила пойти поучиться на Высшие режиссерские курсы. Первые свои работы я сняла, учась на курсах. До «Утра Лизы» были разные учебные работы. Например, пятиминутная работа «Холод», которая была снята как упражнение «Движение камеры» и отмечена на некоторых фестивалях. Например, на «АртКиноФесте» работа получила приз в категории «Лучший фильм до пяти минут». Это достаточно простая работа, которая и сейчас мне кажется очень цельной и хорошо исполненной, несмотря на нулевой бюджет.
По собственным мотивам. История «Утра Лизы» возникла из одноименного рассказа, который я написала задолго до курсов. Рассказ, по моим ощущениям, был крайне сложным для экранизации, но, несколько переработав его под экран и сохранив при этом основную идею, я рассказала эту историю заново другим языком.
Лучшая подруга. Актеров не искала. Я обратилась к единственно возможной для этого фильма актрисе — к себе. И работалось мне с собой хорошо.
Человек с киноаппаратом. Поскольку бюджета не было вообще, снимали на квартирах у друзей, во дворе своего дома, в метро, без разрешений и согласований. Мне очень повезло с оператором. Это Василий Григолюнас. С ним есть ощущение, что возможно сделать все: снимать в метро, снимать с нулевым бюджетом, он слушает, слышит и делает все, чтобы кино получилось.
Холод для теплого мастера. Большое влияние на меня оказала встреча с Тонино Гуэррой. Это был необыкновенный подарок от Высших курсов. По приглашению Гуэрры нас собрали 10 человек со всех мастерских и повезли на целых шесть дней в Италию, в деревню Пеннабилли, где он тогда жил. Каждый день мы ходили на его мастер-классы. Это был незабываемый опыт. Я никогда не думала, что буду бродить по его дому, слушать его рассказы о Феллини и Тарковском. Каждый день я думала за что вдруг, мне, Наташе, это все дается. Немногие из нашей группы понимали, куда они приехали и зачем, многим хотелось обязательно показать свои «ниочемные» работы, как-то зафиксировать себя в формате встречи с гением, все это было глупо и неуместно, но тем не менее группа все-таки настояла на показе своих работ, хотя мне лично хотелось только слушать и слушать, и слушать. Я была против всего этого безумия. В итоге из всех работ решили показать мой маленький пятиминутный «Холод». Во время просмотра я практически умерла, я думала, у меня лопнет сердце, Тонино смотрит мою работу, зачем, почему, как это так? Но пять минут прошло, и он начал говорить. Он сказал мне очень важные вещи, он все пять дней говорил вещи, которые нужно знать и говорить всем, кто пытается что-то сочинять, снимать и прочее. Он говорил о том, что все это, конечно, мило и хорошо, и симпатично, но нужно пытаться не придумывать, а видеть, чувствовать и честно рассказывать историю. Хватит заниматься придумками, фишками и прочим, говорите о большом, о настоящем, о своем. Ну это малая часть того, что он мне сказал. Огромное ему спасибо и низкий поклон. Обо всем этом я думала, думала и сняла «Утро Лизы». Мне казалось, что ничего из этого не получится.
Пределы самоконтроля. Сложность в процессе была одна — это распределение себя в качестве актера и режиссера. Я актриса, работаю в Школе драматического искусства и в МХТ им. Чехова, снимаюсь в кино, но это был совсем другой опыт, колоссальная ответственность и одиночество, когда ты контролируешь себя сам. Сложно, потому что невозможно вылезти из себя и посмотреть на себя со стороны.
Чужая реакция. Фильм был очень хорошо воспринят преподавателями и студентами курсов, я не ожидала, потому что в процессе создания не думала о зрителе совсем, мне было все равно, как на это будут смотреть.
Слова, прощайте. Мне не хочется говорить, чем мне близка эта история. Это история моя и не моя. Она об очень многом сразу. Сложно ее пересказывать словами, лучше смотреть. Мне очень сложно было сочинять синопсисы для фестивалей, в итоге я стала писать какие-то дежурные картонные слова, не хочется сейчас делать это снова.
Карманные расходы. У фильма нулевой бюджет. Хотя мы покупали вино и пиццы, иногда и костюм медведя тоже брали напрокат. Тысячи три, наверное. В моем кино не было продюсера. В этом смысле мы, конечно, все наше студенческое кино делали на коленке, как умеем. Опыту командной работы цехов на Высших режиссерских не учат. Работам выпускников уделяется катастрофически мало внимания. Разве сложно устраивать просмотры дипломов непосредственно для продюсеров, молодых и маститых?
Реальная помощь. Сейчас я снимаю полнометражный фильм «Пионеры-герои», продюсер Сергей Сельянов, кинокомпания СТВ. Когда я написала сценарий, я очень хотела пойти к Сельянову, но когда пришла на курсы и сказала о своем намерении преподавателям, меня стали отговаривать, говорили, что сценарий сырой и прочее. В итоге я отучилась, пыталась что-то менять в сценарии, потом поняла, что не хочу и не могу. В 2012 году я закончила курсы, через год я поняла, что ждать больше не могу и, если никто не собирается привезти меня к Сельянову за ручку, я пойду к нему сама. Я позвонила Владимиру Алексеевичу Фенченко и попросила телефон Сельянова. Он спросил зачем, и я сказала, что собираюсь к нему пойти со сценарием. Он попросил привезти сценарий ему. Мы встретились в кафе. Я сказала, что мне нужно, чтобы сценарий прочитали. Он начал диктовать мне телефон, потом сказал: давай сам наберу. Набрал Сельянова и сказал, что вот тут девочка сидит, в общем, не без способностей, хочет вам сценарий прислать. Потом я прислала сценарий на почту СТВ, Сергей Михайлович прочитал его, и мы начали работать.
Другие фильмы проекта
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.