Noize MC выпустил клип о «влиятельных покровителях»
В четырехминутном ролике, снятом петербургским режиссером Алиной Пязок, показана история рыжеволосого пухлого мальчика-«мажора», который ездит в школу на машине с мигалкой, а на занятиях его сопровождают телохранители. Иван Алексеев сыграл в клипе роль учителя музыки, на уроках которого главный герой отказывается петь.
По ходу клипа школьник не учится, играет в компьютерные игры на уроке информатики, смотрит выступление гимнастки на физкультуре и заставляет охранников отжиматься вместо него. А в школьной столовой он ест огромного краба, когда все остальные едят гречку. Все «шалости» рыжему ученику прощают из-за его «влиятельных покровителей».
Название песни «Влиятельные Покровители» отсылает к фразе вокалиста The Doors Джима Моррисона, которую он сказал, когда певца не пустили в клуб. «Но у меня есть влиятельные покровители!» — заявил Моррисон охраннику клуба.
«Сноб» поговорил с Иваном Алексеевым о клипе на песню «Влиятельные покровители», влиянии школы на жизнь и наплевательском отношении российских властей к выпадам деятелей культуры.
СПочему местом действия клипа выбрана общеобразовательная школа? На сколько, на ваш взгляд, именно в школе сейчас выражена проблема социального расслоения?
Школа, на мой взгляд — это вообще аллегория социума. Вся дальнейшая жизнь человека в ее социальном аспекте так или иначе перекликается со школьной моделью. Ведь это именно то место, где мы, с одной стороны, оказываемся рядом и вынуждены делать совместные дела с людьми, соседство и взаимодействие с которыми не является нашим осознанным выбором, а, с другой стороны, именно здесь мы познаём иерархическое устройство социума, учимся субординации, различению статусов и становимся зависимыми от чужого мнения. Все проблемы общества, по-моему, проецируются на ситуацию в школе, и социальное расслоение, конечно, тоже. И это точно не касается только последней пятилетки. В девяностые, когда я учился в школе, эта проблема была даже более ярко выражена — все-таки сегодня подобные родители чаще отправляют своих детей в соответствующие, элитарные учебные заведения.
СВ песне вы говорите: «Хочу, чтобы либо молчали, либо хвалили». Эта фраза очень точно описывает сегодняшнюю политическую ситуацию в стране. Насколько вам в подобных условиях удается доносить до слушателя то, что вы думаете?
Знаете, я вот сейчас принимаю участие в кинопроекте Ромы Либерова, посвященном жизни и творчеству Осипа Мандельштама, читаю книги воспоминаний его жены, Надежды Яковлевны, и, конечно же, сами стихи — и поражаюсь тому, насколько внимательны были власть имущие к тому, какое мнение о них отражалось в художественном пространстве. Поэты писали таким эзоповым языком о ситуации в стране, что это реально нужно было скрупулёзно расшифровывать — и ведь расшифровывали, находили, арестовывали, ссылали и расстреливали. Сегодня же ситуация радикально другая — власти, в принципе, плевать. И это, безусловно, в каком-то смысле обесценивает все художественные выпады в ее адрес. Но, при этом, нужно понимать истинную цель такого подхода и отношения — чтобы таких выпадов не стало вовсе. Чтобы мы все поверили в ничтожность и никчемность наших мыслей, мнений, слов и действий. Но пока можно говорить, нужно говорить. А когда нельзя — тем более нужно.С