Эльвира Казанцева: После выставки о Джеймсе Бонде хочется пересмотреть фильмы о нем
За 50 лет своего существования бондиана из серии фильмов о секретном агенте британской разведки превратилась в масштабный социокультурный феномен: она отразила в себе все геополитические тенденции, социальные процессы и культурные явления, происходившие в мире за эти полвека. Экспозиция выставки позволяет зрителю проследить эволюцию образов главного героя, его врагов, его женщин и супероружия, с помощью которого одни персонажи бондианы хотели завоевать мир, а другие — спасти мир от злодеев. Каждому из этих аспектов посвящено по этажу в пространстве Мультимедиа Арт Музея. «Изменение образов Бонда и других героев не так очевидны, когда смотришь отдельные фильмы, — считает Александр Просвиряков. — На выставке очень наглядно и детально показан образ шпиона в исполнении разных актеров, их можно сравнить между собой и обнаружить характерные отличия. Интересно, что не изменился джентльменский стиль героя: не обращал внимания на костюмы при просмотре фильмов, а на экспозиции это оказалось очень заметно».
Джеймс Бонд стал образцом роскоши и элегантности: он одет в сшитые на заказ костюмы, любит курить дорогие сигары, пьет только лучший шотландский виски и его всегда окружают только самые красивые женщины. Одни дамы тщетно пытались убить шпиона, другие ему помогали в борьбе с врагами, но независимо от того, выступали они на стороне зла или добра, неизменно одно: женщины бондианы олицетворяют идеалы красоты того времени, когда кино выходило на экраны. Девушки всегда одеты дорого и изящно, что, впрочем, оказалось одной из уловок умелых костюмеров и создателей фильмов. По мнению Эльвиры Казанцевой, эти хитрости одновременно и впечатляют, и немного расстраивают: «Когда ты смотришь фильм, ты видишь дорогие роскошные наряды, но, рассмотрев их на экспозиции, обнаруживаешь, что одежда сшита из искусственных и синтетических материалов и в реальной жизни выглядит не так эффектно, как в кино». Другие уловки бондианы попросту попирают законы физики в пользу зрелищности на экране, например, пистолет из золота («Человек с золотым пистолетом», 1974), который должен был бы расплавиться при первом же выстреле, или взрыв станции коварного Хьюго Дракса в открытом космосе («Лунный гонщик», 1979).
В зависимости от политической обстановки менялись и злодеи, с которыми боролся Бонд. Побеждены были все: от наркобаронов и агентов КГБ до кибертеррористов. И сложно сказать, справился ли бы с этой задачей Бонд, если бы ему в деле не помогал отдел Q — исследовательский центр Британской секретной службы, снабжавший агента полезной шпионской техникой. На первый взгляд выставленные в экспозиции гаджеты шпиона не впечатлят привыкшего к мобильным телефонам и спутниковой связи зрителя. Но несложно догадаться, какой эффект произвели в семидесятые, например, инфракрасная подводная фотокамера для обнаружения бомб на дне моря или часы, принимающие цифровые сообщения. «Наглядно видно, как все эти гаджеты совершенствовались в течение всей бондианы, — говорит Александр Просвиряков. — Нам сейчас кажется, что все это устарело, а тогда это было футуризмом, писком моды. Можно проследить, как менялось представление о будущем с точки зрения технологии».
Тимур Корнилов убежден, что выставка будет интересна не только бондоведам и пересмотревшим все 23 картины фанатам франшизы: «Увидеть в жизни предметы, которые ты видел по телевизору и в кино, помогает понять, сколько сил был вложено в создание целого мира бондианы. Я видел меньше половины фильмов, но это никак не помешало мне насладиться выставкой».