Александр Тягны-Рядно: Только японцы могут выразить молитву в фотографии
В 2011 году в Японии землетрясение вызвало цунами, которое унесло жизни более 20 тысяч человек. Именно это событие сподвигло японского фотографа Шигеру Йошиду создать серию фотографий «Границы», представленную на выставке, которую участники проекта «Сноб» посетили в Центре фотографии братьев Люмьер.
Шигеру Йошида, объехав всю страну, посвятил свою серию молитве морю. Фотографу не дано остановить разрушения, вернуть к жизни погибших, он обращает свой объектив на вечное и непоколебимое, находя в них гармонию и спокойствие. О своих работах Йошида сказал: «Я как камень, брошенный в море, от которого идут круги по воде. Моя задача была выявить силу молитвы, обращенной к стихии». И справиться с этой задачей ему удалось через фотографии безграничных пейзажей, могущественных гор и снежных полей. «Неважно, море ли на фотографии, горизонт, снежные поля или просто бесконечные облака — это какой-то мир, уходящий вдаль», — считает Ольга Сушкова.
Почему «Границы», спрашивали многие участники. На фотографиях взаимодействуют два элемента — бесконечность и какой-то один статичный объект: молящиеся люди на фоне моря, гора посреди неба или одинокие врата Тории на вершине холма. Фотограф объясняет, что именно граница между бесконечным и статичным и есть соприкосновение духовного мира и земного. Черно-белые снимки доказывают, что оказаться на этой границе куда проще, чем мы думаем. Достаточно оглядеться.
Фотограф Александр Тягны-Рядно поделился своим мнением: «Это очень национальный проект. Только японцы, по-моему, могут в фотографическом материале выразить молитву, притом прибегая к минимализму, который свойственен восточным народам и совсем чужд нам».
Участников проекта «Сноб» особенно заинтересовала техника печати, которую использовал Шигеру Йошида для своих снимков. Машинным способом на бумагу, покрытую негашеной известью, наносят пигментные чернила, перемешанные с водой, а после фотография просушивается. После всех манипуляций у изображения повышается сопротивляемость свету, что увеличивает жизнь фотографии до более чем ста лет.
Аделия Донцова считает, что именно благодаря этой технике они выглядят удивительно реалистично: «Его вода на снимках не просто вода, а смысловое олицетворение глубины как самого проекта, так и господина Йошиды. Мы с коллегами спорим, насколько оправданно для таких снимков использование столь говорящей фактуры. Вблизи перестаешь видеть гладь воды, потому что техника архивной пигментной печати так объемна и видна на снимке, что забываешь о сути самой фотографии».