Кино на «Снобе»: короткие встречи, взгляды и улыбки в романтической драме «Москва — Сортировочная»
Андрею Клычникову 31 год. В настоящий момент он получает уже третье высшее образование — режиссерское — в Московской школе нового кино на курсе у Дмитрия Мамулии. До этого он отучился на инженера радио и ТВ в Московском техническом университете связи и информатики, а также на продюсера кино и ТВ на курсе Александра Акопова в совместном проекте ВГИКа и кинокомпании «Амедиа». «Москва — Сортировочная» не первая, но на сегодня самая заметная его работа, получившая приз зрителей и специальное упоминание профессионального жюри «За увлекательный и минималистичный рассказ о мимолетных связях, возникающих между людьми» на фестивале Kinodot Short Film Festival. Онлайн-премьера у нас.
Сила сериалов. Пока учился на инженера, параллельно работал в видеопрокате и посмотрел все, что там было. Потом мне надоела эта работа, и я решил заняться чем-то по специальности. Телевизионных инженеров охотно принимали в Останкино, но мысли о режиссуре меня посетили только с началом работы ведущим инженером в кинокомпании «Амедиа», где я круглые сутки участвовал в создании драматических сериалов. С одной стороны, я увидел, как выстраивается драматургия, хорошо понимал производственные аспекты, с другой — мне хотелось сделать все не так, добавить глубины, браться за темы, которые волнуют лично меня.
Я и Другие. В 2012 году в Турции я снял документальный фильм «Исчезающий вид». Это моя первая полноценная режиссерская работа. Она не во всем удалась технически: где-то звук страдает, где-то картинка шумит, но для документального кино это типичные проблемы, особенно когда у тебя еще недостаточно опыта. Думаю, что уже в этой работе заметен мой интерес к человеку, к Другому, эта тема больше всего занимает меня и сейчас.
У всех на виду. «Москва — Сортировочная» выросла из задания, которое дал нам мастер курса Дмитрий Мамулия — снять этюд на тему знакомства. Меня заинтересовал распространенный флирт, когда в общественном месте «художник» рисует свою «жертву», и момент потребления друг друга, связанный с этим. Эта история об одиночестве человека в городе. Мне, как и моим героям, сложно не потеряться в нем, не упустить живые моменты, пока я пытаюсь объяснить себе происходящее.
Расписание пригородных поездов. В фильме нет профессиональных актеров. Я выбирал героев по типажу и содержательности. То, чем наполнен человек, всегда отразится в его лице. Причем появление Насти Мартыновой, исполнительницы главной роли, существенно повлияло на сценарий. Она привнесла в образ героини свою природную глубину и неприкаянность. Также были задействованы случайные девушки, которых мы несколько дней подряд отлавливали в электричках.
Маршруты московские. Мы с командой хотели отобразить основное место действия в названии — некое железнодорожное сообщение. Конечные станции этого маршрута характеризуют друг друга: крупный мегаполис и тот механизм, к которому он принуждает каждого своего жителя, — выбирать, кто в нем ты. Еще есть английская версия названия Junction — узловая станция, тут, скорее, речь идет о пересечении людей. Снимать электричку в час пик — не самое простое дело, но пассажиры с интересом за всем наблюдали и покорно исполняли роль массовки. Еще приходилось работать быстро, у нас был ограниченный доступ к камере Blackmagic. На нее мы сняли полфильма, остальное доделывали на Canon 5D Mark II, и потом мучились на цветокоррекции.
Места действия. Всего два локейшена: московские электрички и квартира моего оператора Сергея Касприва. У него, по случаю, оказался нужный реквизит для съемки и проявки фотографий, который к тому же еще и работал. Когда задумывали и снимали кино, смотрели, как с фототематикой работал Антониони в «Фотоувеличении», еще чему-то учились в фильме «Стыд» Маккуина, но в основном работали интуитивно.
Личное и ничего лишнего. Короткий метр требует особой драматургии, здесь у тебя нет возможности разжевывать характер героев, раскрывать его, например, через атмосферу. В то же время ты должен успеть воссоздать ее, соответствующую, органичную, и не упустить при этом достоверности. Но все это не ограничения, это особенности формы, и их определяет само высказывание. Я стараюсь находить форму, способную максимально точно передать суть моих идей, и никак не наоборот. Этой идее хватило 7 минут.
Простая математика. Все, что мы потратили, — это билеты на электрички, пленку и компоненты для проявки. Может, что-то еще… В общем 2-3 тысячи рублей. Техника своя, актеры играли бесплатно, друзья помогали. Все просто. У меня есть продюсерское образование и опыт, я применил его в этой работе. Конечно, лучше иметь специального человека, отвечающего за организацию, второго режиссера, к примеру. Я рассчитываю на присутствие таких людей в будущих проектах. А что касается финансирования, пока что меня это не слишком заботит, всегда можно найти выход.
Достижения и планы. Фильм пока что участвовал только в одном международном фестивале — Kinodot Short Film Festival. Мы взяли на нем приз зрителей и удостоились специального упоминания профессионального жюри «За увлекательный и минималистичный рассказ о мимолетных связях, возникающих между людьми». Сейчас фильм рассматривают еще несколько международных фестивалей. На днях мне написал художественный руководитель самого крупного швейцарского фестиваля короткого метра Internationale Kurzfilmtage Winterthur, но о каких-то результатах говорить пока рано. Пока сочиняю сценарий новой короткометражки. Еще участвую в создании документального фильма совместно с одним продюсерским центром. Идеи на полный метр есть, но пока хочу сосредоточиться на коротком метре и получше разобраться в том, что такое киноязык.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.