Лучшее за неделю
Антон Сазонов
15 августа 2014 г., 09:48

Кино на «Снобе»: шведские семьи и сны в репортаже о смерти и счастье Keep Going

Читать на сайте

Анне Шишовой 28 лет. Она закончила исторический факультет МГУ, потом увлеклась фотографией и в итоге поступила во ВГИК на факультет режиссуры, в мастерскую неигрового кино Сергея Мирошниченко. На счету Анны несколько документальных картин, в том числе дипломная «Катя», премьера которой прошла на национальном фестивале дебютов «Движение» в Омске. Мы же представляем онлайн-премьеру ее учебной работы, снятой в Стокгольме. Это разговор «с совершенно разными людьми о любви, смерти, страхах, снах, скуке и осмысленности существования».

This browser does not support the video element.

Щелчок. В какой-то момент, на последнем курсе истфака, я поняла, что не хочу быть историком, а кем хочу быть, не знала. Из кризиса помогла выйти фотография. Я стала фотографировать просто людей на улице, и это оказалось так захватывающе, ничего в жизни до этого меня так не занимало. Я часами могла ходить по разным городам и просто фотографировать людей. Это каждый раз такая история с преодолением себя, надо делать шаг, подходить к незнакомому человеку, идти с ним на контакт и фотографировать. Потом, когда смотришь на эти снимки, ты понимаешь, что за каждым из них целая судьба, отдельная история. И в какой-то момент мне захотелось продлевать эти истории. Я все время думала об этом. И вот в один миг я шла по улице с фотоаппаратом, и мне, как кирпич на голову, свалилась идея о том, что я должна поступать во ВГИК и именно на факультет документального кино.

Внутри музыки. Сейчас, когда я смотрю свои первые вгиковские фильмы, вижу кучу недостатков, понятно, что сейчас я бы так уже не сняла. Но зато сейчас понимаю, что тогда я как бы закладывала те пути, по которым иду сейчас, те темы и приемы, которые сейчас хочу развивать. Мой первый фильм, который имел фестивальный успех, «Тихий океан», снят очень «по-вгиковски», можно сказать, по всем канонам студенческого артхаусного кино. Но вместе с тем именно в этом фильме я нащупала необычайно важную для меня связь музыки и образного ряда. Для меня музыка — это как бы душа фильма, как я чувствую эту музыку, такой и получается фильм. В «Тихом океане» это был Эдуард Артемьев, в «Двигайся» — Gossip, в дипломном фильме «Катя» — индийская музыка Рага Лалит. Почему я выбираю именно эту музыку, мне очень сложно объяснить словами, думаю, сам фильм должен на этот вопрос отвечать. Потому что в моем случае это не просто некий подходящий фон, это сама суть, это течение жизни внутри фильма.

Отпуск по обмену. Keep going (или «Двигайся») — очень интересный проект. Его инициаторами стали наш мастер Сергей Валентинович Мирошниченко и мастер шведской мастерской документального кино в Стокгольмской школе кино Пио Холмкист, и большое им за это спасибо! Это была программа по обмену опытом, несколько студентов из Швеции снимали фильмы в Архангельске, а несколько студентов из нашей мастерской — в Стокгольме. Шведы работали вторыми режиссерами у нас на съемках в Стокгольме, а мы, соответственно, вторыми режиссерами у них, на съемках в Архангельске. Мы разбивались на команды, я работала с замечательным режиссером Мартиной Карлсдет, она снимала историю про сваху в Архангельске, и она же работала вторым режиссером у меня на съемках «Двигайся».

Освоение ограничений. Съемки проходили в непростых условиях: мы были крайне ограничены во времени, всего две недели на все. Планировалось, что вторые режиссеры в Стокгольме еще за несколько месяцев до нашего приезда свяжутся с будущими героями фильма, договорятся о съемках и прочем. Но когда мы с оператором Сашей Котенко приехали в Стокгольм, оказалось, что те, кого мы хотели снимать первоначально, сначала долго не выходили на связь, а потом наотрез отказались. Так что все надо было начинать с чистого листа, а времени было крайне мало и не было ничего: ни героев, ни сценария, ни идеи. Тогда я решила, что это наилучший момент, чтобы осуществить давно задуманную идею — просто выйти в город и снимать людей. Мне всегда хотелось снять фильм, где героями станут не только люди, но и город. Хотелось уловить в кадре определенную атмосферу города, его суть... Каждый город задает свой тон, наполняет тебя определенными чувствами, цветами, запахами. Они необычайно разнообразны, но в них, как в музыке, есть ведущие, звучащие наиболее ярко. Возможно, поэтому я выбрала именно песню Gossip. Стокгольм для меня — это прежде всего ощущение полной свободы, но за этой свободой сквозит чувство одиночества, такое определенное одиночество, присущее благополучной и респектабельной Европе, это одиночество в очень приветливой и, на первый взгляд, веселой и беззаботной толпе. Так вот, мне всегда было интересно, что скрывается за этим фасадом приветливости и благополучия. И оказалось, что скрываются, как и везде, живые и не всегда счастливые люди.

Поговори с ней. Я заранее придумала список интересных для меня вопросов, которые должны были стать как бы сюжетной связкой. Мне было интересно поговорить на несколько очень важных тем с совершенно разными людьми, поговорить о любви, смерти, страхах, снах, скуке и осмысленности существования.

Храмы культуры. Стокгольм — это такой концентрат европейского образа жизни и всех достижений демократии без знака плюс или минус. Но некоторые вещи для меня там были удивительны. Одной из героинь фильма была лесбиянка-священник. Мы снимали ее в церкви на службе, а потом она предложила нам снять ее на вечеринке в ночном клубе, но предупредила, что лучше прийти туда без оператора, так как он мужчина. Мы пришли с Мартиной, и я оказалась в гигантском грохочущем ночном клубе, со всеми атрибутами, свойственными ночному клубу, за исключением одного: там не было мужчин... Мартина сказала, что надо взять разрешение на съемку, и повела меня сквозь толпу. Мы наткнулись на огромного детину с черной бородой, вышибалу-охранника и единственного мужчину в этом месте. Мартина стала что-то ему лопотать по-шведски, а он бережно поднимал с пола пьяных девушек и грозно поглядывал на меня и на камеру... Потом подошел ко мне и на чистом русском произнес три слова: «Ты из России, снимай!» Оказалось, что зовут его Саид и он чеченец...

Необходимые расходы. По поводу бюджета фильма — я не знаю, какой он был, это был студенческий проект, за все платила шведская сторона, а также ВГИК и частично студия «Остров» (худрук С. В. Мирошниченко). Я платила только за билеты в Швецию. Преподавателям фильм понравился, его показывали во внеконкурсной программе на шведском фестивале в Стокгольме TEMPO (первый приз там, кстати, получил фильм Мартины, который мы снимали в Архангельске). А также показывали на вгиковском фестивале. А дальше так получилось, что я одновременно закончила дипломный фильм «Катя» и занималась только им, его посылала на фестивали. Ну а теперь уже как-то поздно, я другой фильм заканчиваю... И еще считаю, что «Двигайся» — это все же еще такая студенческая работа, еще учебная, поэтому и решила не посылать его на фестивали и тратить деньги и силы на диплом.

Глубоко-глубоко. Короткий метр — это для меня сложно, мне сложно формулировать мысль и рассказывать историю за тридцать и меньше минут. И диплом, и фильм, который я закончила сейчас, — все почти по часу, и это мне более органично. В фильме «Двигайся» из-за ограничения во времени я попыталась показать концентрат личности героев, но все равно мне хочется о каждом из них сказать больше, раскрыть его, показать его мир, а на это нужно время, деньги и возможность погружения. Иначе получается такой коллаж, а мне все же хочется копать глубже. Идей на полный метр много, но я суеверная и поэтому пока о них говорить не хочу. Вот сейчас в ближайшее время начинаю съемки и надеюсь, все будет хорошо.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Обсудить на сайте