Кино на «Снобе»: гадкие дети и материнская жертва в мультфильме «Кукушка»
Михаилу Горобчуку 26 лет. Он закончил кинооператорский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Клебанова. По профессии работал не так много, гораздо больше его увлекала анимация, которой он занимается с 2007 года как руководитель анимационной студии в школе-пансионе «Плесково». Его совместные работы с детьми участвовали во многих кинофестивалях мира, но с собственной полноценной работой Михаил дебютировал только сейчас. «Кукушка» — сказка, рассказанная языком пластилиновой анимации, успешно путешествующая по фестивалям. Фильм был показан на Большом фестивале мультфильмов, на Суздальском фестивале, на фестивале «Фреско» в Армении, а в середине августа посетил «Окно в Европу» в Выборге.
Как говорил Ромм. Наверное, анимационное образование мне бы не помешало. Допускаю, что можно и без него создавать неплохие мультфильмы. Мне многое дал операторский факультет. Оператор создает изображение на экране, а кино — искусство изобразительное, как говорил Ромм. Поэтому умение разговаривать со зрителем экранным языком мне кажется самым главным.
Во что превращается хобби. В детстве я мечтал стать художником, учился в художественной школе, посещал мастерскую иконописи. Затем увлекся искусством фотографии, потом пришел во ВГИК. Я хотел быть художником движущегося изображения. Желания становиться режиссером у меня не было. Я и сейчас не считаю себя режиссером. Просто делаю то, что мне нравится, анимация для меня хобби, которое все же потихоньку превращается в профессию.
Легки ли пластилиновые человечки. Анимацией я увлекся совершенно случайно. Слепил человечка и снял серию кадров с постепенным изменением его положения. Во время быстрой промотки на фотоаппарате произошло чудо – возникло ощущение, что человечек ожил. Поскольку после поступления во ВГИК я поддерживал связь со школой, решили сделать мультик с детьми. Так я шесть лет проработал в школе «Плесково» руководителем студии анимации. Мы сняли много небольших пластилиновых мультиков. В основном, по русским народным сказкам. Мне кажется, что в тех мультфильмах, пусть несколько неуклюжих, есть какая-то легкость. Ты не скован знанием «как надо» и творишь, вдохновленный лишь одним чудом оживления. Главное, не потерять эту легкость потом на этапе взросления в профессии. «Кукушка» – это первый серьезный самостоятельный проект, профессиональный дебют.
Когда возникает ответственность. На студии «ДСфильм», где я работал оператором, было запущено несколько проектов северной тематики. Мы ездили снимать документальный фильм о северных народах на Ямал (эти съемки потом послужили рабочим материалом к мультфильму). Продюсер Екатерина Визгалова, зная о моем увлечении анимацией, предложила снять мультфильм по ненецкой сказке «Кукушка». Я, конечно, сразу согласился, так как давно хотел снять что-то серьезное. Сначала мы хотели снимать полностью своими силами, но студия «ДСфильм» запустила этот проект и подала заявку в Министерство культуры на финансовую поддержку. Вместе с финансированием появилась ответственность и сроки. Я вынужден был уволиться из школы и оставить все съемки, серьезно занявшись проектом.
Чем бредит Мать. Честно говоря, выбора у меня не было. Другой техникой я не владел. Но выбор пластилиновой техники позволяет делать в мультфильме различные трансформации, и они у нас были: по сказке Мать превращается в кукушку. Сказка на самом деле очень коротка, буквально пару предложений. Поэтому были придуманы дополнительные сцены: сцена с тонущим ребенком, где выбор пластилиновой стилистики хорошо оправдывал себя в работе над водой, сцена бреда Матери во время болезни — эпизод в пустыне, где Мать проваливается в песчаную воронку. Также пластилиновая анимация хороша тем, что ты практически сразу видишь результат своей работы. И в начале творческого пути это очень важно.
Почему мультфильм документальный. Герои мультфильма разговаривают на ненецком языке, а за кадром звучит перевод голосом Алексея Погребного. Мне казалось, что это усилит воздействие мультфильма на зрителя, добавит в него ощущение «документальности». Хочется поблагодарить Ирину Коткину, которая помогла нам с переводом. Нам записали текст и аудиозвучание этих реплик, и уже здесь, на месте, русские дети переозвучивали — Вадим Анисимов и Надя Визгалова. Мы решили оставить оригинальное название сказки. Только добавили «по мотивам», так как много сценарных дополнений. Но на самом деле вариантов этой сказки много, в основном отличие в диалогах детей с Матерью, в причинах, почему детям не до больной Матери.
Где построить чум. Студия «ДСфильм» предоставила помещение за городом, где я провел полтора года своей жизни практически в полном одиночестве среди пластилиновых кукол. Там были выстроены декорации тундры и чума. Я жил среди этих декораций, и у меня была возможность работать постоянно. Окружающая атмосфера сама настраивала тебя на работу. Наверное, об этом мечтает каждый мультипликатор. Честно говоря, все полтора года создания мультфильма похожи на один длинный день. Тогда с трудом верилось, что мультфильм когда-то будет закончен. Сейчас эти полтора года вспоминаются как очень светлое время, хотя и изнурительное.
Вам нравится Куинджи. Прямых референсов нет, но во время работы я почти ежедневно смотрел мультфильмы. Иногда по несколько раз, иногда даже покадрово просматривая некоторые сцены. Меня интересовала пластилиновая анимация и кукольная, сделанная под пластилин. Просматривал мультфильмы Гарри Бардина, Ника Парка и вообще студии Aardman. Мне было важно технически понять как сделано, чтобы не изобретать велосипед. Что касается изобразительной стилистики, то я больше ориентировался на живопись. Возможно, изобразительно мультфильм выглядит разнородно. Там можно увидеть и кадры, похожие на картины Рембрандта — когда ребенок, вытащенный из воды, обсыхает в чуме, и Куинджи — лунные пейзажи, и Гогена с яркими желтыми пятнами. Сейчас мне кажется, что такая разнородность не очень хороша. Наверное, это синдром первой работы, когда хочется вместить все, что знаешь, умеешь и чувствуешь.
Откуда на пальцах мозоли. Конечно, самое сложное — это непосредственно процесс анимации. Особенно кадры с водой. Необходимо было не только поменять положение героя, но и слепить новое состояние воды: перелепить волны и хорошенько разровнять, чтобы не было шероховатостей. Каждую секунду на экране пролетает 12 фотографий, и каждый кадр нужно было слепить. Пальцы часто были покрыты мозолями. Но мне кажется, эти усилия стоили того, кадрами с водой я более всего доволен.
Зачем человеку родители. Как я уже сказал, мультфильм по «Кукушке» мне предложила делать продюсер Екатерина Визгалова. И как раз первый вопрос, который я себе задал и задавал его потом постоянно во время работы: о чем лично для меня эта история? Ответить на этот вопрос было для меня важно, чтобы сделать мультфильм максимально честно и искренне. Необходимо понимать, ради чего ты тратишь свое время и огромные усилия. Сначала казалось, что история мне не близка. Хотя что-то подобное со мной происходило в детстве: у меня брат и две сестры, и мы тоже часто спорили, кто из нас что должен делать. Я достаточно рано стал жить самостоятельно, в 13 лет я уехал из дома учиться в Москву, я скучал по родителям, и они по мне тоже. Когда ты привыкаешь жить самостоятельно, без родителей, возникает какое-то чувство вины перед ними, что они без тебя, как будто они оставлены тобой. Наверное, это чувство где-то глубоко на подсознательном уровне двигало создание мультфильма. В общем, во время работы я проникся сюжетом. Конечно, это сказка о том, что родители не вечны и их необходимо слышать и ценить. В Суздале после просмотра ко мне подходили, в основном женщины, благодарили, и некоторые признавались, что плакали. Наверное, это мультфильм для взрослых, так как дети реагируют гораздо спокойней.
Сколько стоит сказка. Честно говоря, точно сказать не могу. Бюджет небольшой, меньше миллиона рублей. Наверное, продюсеры могут ответить на этот вопрос точнее. К счастью, организационные и другие не связанные с творчеством вопросы меня не тревожили.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.