Кино на «Снобе»: фантастика «Второе дыхание» — чем занять себя после апокалипсиса
Сергею Цыссу 42 года. Он учился на актера, радиоинженера и радиожурналиста, играл в рок-группе, в конце концов добрался до режиссуры. К своему паспортному возрасту относится не без юмора: «Нормальный возраст полнометражного дебютанта в Европе. Так что не надо меня бояться. А если учесть, что лет двадцать я занимался музыкой (писал песни и играл на гитаре в рок-группе) и в каком-то смысле потратил время зря, то — привет, двадцатилетние!» Его фантастический короткометражный фильм Second Wind (или «Второе дыхание») объездил несколько сотен мировых кинофестивалей, где получил несколько десятков призов, — в общем-то, незаурядная ситуация. «У Second Wind сейчас 50 наград, 250 фестивалей в 48 странах мира. Понимаешь, что все было не зря и ты идешь по жизни не с пустыми руками. Мы ведем огромную переписку с фестивалями, у нас куча друзей и коллег за границей. Для нас открылся мир». Онлайн-премьера фильма — у нас.
Профессия: оператор. В 1999 году я закончил Щукинское училище по специальности «Актер драматического театра и кино», руководителем курса был Владимир Иванов. До этого учился на радиоинженера (три курса Новгородского политеха) и один год на радиожурналиста в МНЭПУ. Кроме этого, имею диплом оператора, подписанный Э. В. Раненко — классиком советской кинодокументалистики, но это отдельная история, мне тогда было 19 лет и я вряд ли понимал, как мне это пригодится в будущем.
Актерские технологии. Когда мне было 12 лет, мы с друзьями записали на кассетный магнитофон фантастический радиоспектакль про путешествия в космосе и космических пиратов. Название не помню, но это была моя первая режиссерская работа и первый сценарий. Шучу, конечно. После окончания Щукинского училища, проработав несколько лет в Театре на Таганке актером, я понял, что мне тесновато в лицедействе. Я ушел из театра и начал профессионально заниматься киношным софтом (изучать программы и компьютер), смотреть кино и учиться его снимать. Благо уже появилось DSLR и это стало возможным. На это у меня ушло без малого семь лет почти ежедневного самообразования, а кроме этого приходилось еще и работать. В Останкино я прошел путь от помощника костюмера до главного художника крупнейшей телекомпании, производящей документальный и игровой контент для Первого канала. Как режиссер я проработал пару лет главрежем молодежного музыкального канала «О2ТВ». Так что чего только не приходилось делать, но всю съемочную площадку я «прошел» с самых низов, от и до: был реквизитором, директором съемочной группы, постановщиком на площадке, художником, оператором, декоратором, художником по костюмам, администратором, бутафором и так далее. Как актер я всего лишь один раз снялся в кино, и неожиданно для себя получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Киношок» в 2006 году. Это была главная роль в фильме французского режиссера русского происхождения Игоря Минаева. Фильм назывался «Далеко от Сансет-бульвара». Так моя актерская карьера в кино началась и тут же закончилась. Этот опыт я теперь вспоминаю с улыбкой, но знание актерского ремесла мне очень помогает в работе с актерами. Надеюсь, им со мной легко.
Ночной гость. Second Wind в буквальном смысле приснился ночью. Что называется, осенило. Я вдруг увидел во сне человека с металлоискателем, который ищет банки из-под коктейлей на пустыре, а потом делает из них цветы-флюгеры. На следующий день мы с Юлей Травниковой пошли гулять в Ботанический сад, и я там нашел смятую банку из-под «Кока-Колы». Принес ее домой и попробовал сделать из нее металлический цветок. Получилось круто, и мы поняли, что вот оно, то, что называется идея на миллион.
Выбор героя. Сначала я хотел снимать другого актера, не Артема Пархоменко. Полгода я пытался с ним связаться: звонил ему, писал письма, но он не выходил на связь. То он в отпуске, то в театре занят, то к телефону подойти не может. В общем, парень проморгал свое счастье, а жаль: типаж был очень подходящий. Это было несколько лет назад, когда о коротком метре в России еще никто толком не слышал. Сейчас любой актер с готовностью снимется в вашем короткометражном дебюте, а тогда нет. Артема мне посоветовал попробовать его друг и коллега, который потом снялся у меня в «РобоКролике» — Алексей Субботин. Мы встретились, и я сразу понял, что Артем мне подходит, кроме того, в мою студенческую юность мы с ним вместе поступали в театральные институты, я даже помогал ему готовить стихотворный отрывок из Ершова («Конек-Горбунок»). Так что артиста Пархоменко я знаю уже лет пятнадцать. Работалось нормально, у нас была сложная съемочная экспедиция под Челябинск, и Артем все испытания выдержал с честью.
Из вторсырья. Мы очень долго не могли придумать, как назвать короткометражку. Каких только не было вариантов — «Садовник», «Цветогл», «Последний человек». В конце концов мы все их написали на стикерах и приклеили на холодильник. Смотрели, тупили — и ничего не нравилось. Потом я начал крутить в голове тему возобновляемости материалов и природы, вторичной переработки. Так появилось словосочетание «второе дыхание», которое в переводе на английский и дало искомое название — Second Wind.
Есть ли жизнь на Марсе. Мы почти полгода искали подходящую локацию, и ничего нам не нравилось. Нам нужен был безвоздушный, мертвый мир, марсианский пейзаж. А попадались одни пустыри и помойки. Однажды подруга Юлиных родителей рассказала нам о заброшенном карьере по добыче горного хрусталя под Магнитогорском. Мы поехали его смотреть — и, ура, он подошел. Там рядом находится поселок Южный, жители которого впоследствии радушно нас встретили и помогли со съемками. Мэр поселка Владимир Степкин и его помощница Валентина Рыкова тоже очень нам помогли. С жильем, дровами, питанием. Это, кстати, крупнейший в Европе карьер такого типа, только заброшенный еще в годы СССР.
Умники. Референсы — «Кин-дза-дза» и «Сталкер», конечно. Тем более мне очень лестно, что во многих странах нас потом называли продолжателями дела великой советской кинофантастики и последователями Тарковского. Это наши корни, я родом из этого кино и такой научной фантастики. Это называется умная фантастика. Мне это нравится.
На солнечной энергии. Когда мы высадили «цветоглы» (флюгеры) на плато, поднялся страшный ветер, который не утихал всю ночь перед съемкой. Я страшно обрадовался, потому что это производило фантастическое впечатление. Я не ожидал, что цветы будут крутиться от ветра. Это была какая-то феерия. В тот момент я понял, что фильм получится. На утро выяснилось, что ветер оборвал некоторые алюминиевые крыльчатки и обломал лепестки на нескольких десятках «цветоглов». Такой силы был ночью ветер. Вращение таких покалеченных цветов добавило аутентичности всей картине. А еще мы пять дней ждали солнечной погоды в экспедиции, и это был как раз такой день — ветреный и солнечный.
С полуслова. Продюсер в короткометражном кино — это друг и единомышленник. Я не исключение. Кроме этого, Юлия Травникова занимается продвижением всех моих фильмов. У Second Wind сейчас 50 наград, 250 фестивалей в 48 странах мира. Бытовая жизнь после фестивалей не поменялась, а самоощущение — да. Понимаешь, что все было не зря и ты идешь по жизни не с пустыми руками. Меньше месяца назад я вернулся из Испании, где был членом жюри международного кинофестиваля. Уверен, что у нашего будущего полнометражного проекта есть все возможности для копродакшена, проката. Только в Италии у нас больше десяти наград, а еще есть Германия, Англия, Франция. Предложение о полном метре — да, поступило, уже год мы работаем над сценарными заявками. Один из известных российских продюсеров заинтересовался темой Second Wind и высказал желание снимать мой полнометражный дебют как продолжение этой короткометражки.
Кто поставил кролика Робота. Сейчас работаю над сценарными заявками. Параллельно Юля Травникова продолжает фестивальное продвижение Second Wind и рассылает мою предыдущую учебную работу «РобоКролик». RoboRabbit не такой успешный, но свои пятнадцать фестивалей и одну очень хорошую награду уже получил. Это комедия про семейную пару, вроде смешная. Был с нею сейчас на фестивале «Короче» в Калининграде, зрители смеялись.
Чудотворцы. Идей много. Осталось выбрать лучшую и написать сценарий. У меня есть соавтор, замечательный сценарист Тихон Корнев. Надеюсь, вместе нам удастся сотворить чудо и придумать рецепт недорогой, увлекательной и в то же время научной фантастики.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.