Лучшее за неделю
Антон Сазонов
24 октября 2014 г., 09:22

Кино на «Снобе»: долгое прощание с родиной в драме на злобу дня «Валить нельзя остаться»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает психологический очерк Никиты Сутырина, герой которого задается весьма актуальным для наших беспокойных дней вопросом
Читать на сайте

Никите Сутырину 33 года. В Екатеринбурге он окончил журфак Уральского государственного университета им. М. Горького, после чего поступил в документальную мастерскую Бориса Караджева и Ефима Резникова во ВГИКе. В документалистике Никита заявил о себе рядом короткометражных и среднеметражных работ, отмеченных на фестивалях в России и за рубежом. Получасовой фильм «Валить нельзя остаться», премьера которого состоялась на фестивале «Движение», — игровой дебют Никиты. Онлайн-премьера — у нас.

This browser does not support the video element.

Видеодром. С тех пор как начал писать, поступил на журфак, стал работать на телевидении и ощутил там этот специфический кайф — во взаимодействии с жизнью, реальностью, в организации ее в некое законченное творческое высказывание. Правда, тогда больше доводилось делать короткие сюжеты и репортажи: днем снимаешь,  вечером — эфир. А хотелось большего осмысления действительности — более тщательно думать над формой, подробно и вдумчиво работать с героями, хотелось рассчитывать на эстетическую и художественную ценность продукта, наконец. В Екатеринбурге ежегодно проходит фестиваль неигрового кино «Россия», где традиционно работают или бывают как зрители не только журфаковцы, но и творческая молодежь Урала вообще. Так в моей жизни появилось документальное кино. В какой-то момент я решил поехать в Москву и попытать счастья во ВГИКе. Вот, собственно, и попытал.

Молодежная политика. Первая моя студенческая работа называлась «Внутренний джихад». Для меня очень важно было сделать свое первое кино именно в Ебурге, на уральском материале — на тот момент это был главный и единственный бэкграунд, который я накопил. Мне казалось, я знаю и чувствую эту среду, которая взрастила меня. Для меня «Джихад» был манифестом молодого человека в современном мире, в современном большом городе. Конечно, во многом кино было ученическим, «зеленым», но я делал кино про себя, про свой город, про свое поколение. Герой «Джихада» — мой сверстник, журналист и музыкант — баллотируется в мэры Екатеринбурга. Его зарегистрировали как «дублера» или «молотка» — так это называлось  на политтехнологическом сленге в эпоху, когда в стране еще были выборы. Но мой герой не захотел играть сугубо техническую роль в игре  взрослых дядек, а стал привлекать внимание общественности к проблемам молодежи, пиарить свою группу. Серьезной избирательной  кампании, понятно, не получилось. Это был, скорее, концептуальный перформанс, который сам герой охарактеризовал как «внутренний джихад».   

Околофутбола. Следующий свой фильм я снимал в Нидерландах. Будучи студентом ВГИКа, я поехал по обмену снимать кино. Голландские же студенты в свою очередь приезжали к нам — мы им здесь помогали снимать, переводили. Сегодня забавно вспоминать, как я выбирал тему для документального исследования, не зная на тот момент не просто реалий западной жизни, но и толком английского языка. Впрочем, когда тебе 23, это почему-то не кажется проблемой, и вот я задался целью познакомиться с местными околофутбольными хулиганами, как-нибудь втереться к ним в доверие и поснимать их жизнь, быт, отношения. В голландской околофутбольной сфере заметно присутствует жесткое противостояние фанатов футбольных клубов Ajax (Амстердам) и Feyenoord (Роттердам). Околофутбольщики с обеих сторон — довольно ядреные ребята, которые уже много лет друг с другом воюют. Десять лет назад социальных сетей еще не было, но был ЖЖ, сайты, форумы —  кое-кого из своих героев я нашел в интернете, кое-кого — уже на стадионе. В итоге получилась короткометражка «Нападающие»

Юлий Цезарь герой. Курсе на втором я выработал для себя некую технологию, которую в шутку называл «документальный десант»: когда тебя, образно говоря, «забрасывают» с камерой в какой-нибудь заграничный кинолагерь, в киномастерскую или на семинар в незнакомый город, за границу, куда угодно. И в течение недели, иногда двух, месяца ты должен найти тему, героя и снять там документальное кино. Короткометражное, разумеется, но полноценное творческое высказывание. Неплохой такой самообразовательный «курс молодого документалиста» — я, учась во ВГИКе, таким образом сделал кино в Косово, Сербии, на Украине, даже написал теоретическую часть диплома об этом методе, где назвал его в честь Цезаря «Пришел, увидел — снял, смонтировал». Правда, над самим дипломным фильмом работал уже совершенно в другом ключе — это уже был фильм на 35 мм.

Первое название. «Валить нельзя остаться» я считаю игровым дебютом. До этого у меня  была игровая короткометражка «Другой берег», которую я снимал в Мальмо, Швеция. Это был результат недельного международного воркшопа, я им в общем-то доволен. Но ребята, которые обладали правами на это кино, никак им, к сожалению, практически не занимались, и оно так и легло на шведскую полку. Что касается «Валить нельзя остаться», это была полноценная работа над сценарием, изобразительным решением, отбор локаций, репетиции с актерами, так что дебютом, думаю, правильнее считать именно этот фильм. 

Валить нельзя. Название — отнюдь не плод бессонных ночей, я не делал ни лонг-листа, ни шорт-листа удачных заголовков. Наверное, это тот случай, когда проще списать все на банальное озарение. Фраза «Валить нельзя остаться» родилась на самой ранней стадии, еще до окончания первого драфта. И сразу стало понятно, что это название — то что надо. А в качестве реплики одного из героев оно было уже добавлено на съемках. С названием, кстати, связана смешная история: когда стало понятно, что фильму быть, в документах производящей компании куда-то пропало последнее слово. И формально во всех бумагах Минкульта и в договорах кино проходило как «Валить нельзя». Юристы клянутся, что это простое недоразумение, однако в сегодняшних реалиях нашей жизни сложно не увидеть в этой оплошности фрейдистский подтекст или мрачное предзнаменование.   

Странная любовь. Эта тема, что называется, звучит телеграфной струной: снимая про эмиграцию, я ничем специально не вдохновлялся. Это довольно ощутимый вектор рефлексии целого ряда друзей, коллег, знакомых. За время, что мы делали это кино, для кого-то эти переживания из хронической формы перешли в более острую. Очень хотелось сделать кино социальное, насущное, полезное. При этом не скатываться в злободневный памфлет, не делать однозначного политического высказывания. Ну и конечно, изначально это задумывалось как кино про родину. Про любовь к родине. Не про казенный, насаждаемый повсюду патриотизм, а именно про то иррациональное, свербящее и подчас даже мешающее чувство, которое делает нас носителями национальной культуры, такой странной и в то же время уникальной.

Лабораторная работа. Что касается альманаха «Мой почерк», в который входит «Валить нельзя остаться» (среди других короткометражек — «Нечаянно» Жоры Крыжовникова. — Прим. ред.), — это результат участия в лаборатории «Культбюро». Я давно подумывал попробовать себя в игровом, и вот тогда предоставился случай его наконец реализовать. Что греха таить, сценарий был написан аккурат под эту лабораторию. Наброски были и до, но именно этот «призыв» сподвиг меня оформить свои черновики в первый драфт сценария. Затем к работе над сценарием подключалась сценарист Нина Беленицкая.  Происходило это весной 2012 года, а осенью того же года на питчинге я узнал, что наша работа отобрана для альманаха. Но, как говорится, скоро только кошки родятся: начав работу над фильмом в 2012 году, закончили его мы только летом 2014-го.

Документальный подход к актерам. Опыт в документальном кино, разумеется, помогал — еще бы, это единственный кинематографический бэкграунд, который у меня на тот момент был.  

Многое, как и в документальном процессе, приходилось вытаскивать, как говорится, на своем горбу: здесь договорились, тут намутили бесплатно, там разогнали прохожих, за углом завербовали зевак в массовку, реквизит дома на антресолях нашли. Кое-какой символический бюджет у фильма, конечно, был, но плох тот бюджет, которого на все хватает. Главное, что было для меня в новинку и где документального опыта оказалось, увы,  недостаточно, — это работа с актерами. Я, признаться,  привык не ставить задачу, а, напротив, отдаваться течению жизни с героем, ценить в нем его собственные проявления эмоций, характера и воли. Здесь же режиссура — это не только придумать характер на уровне текста, надо еще создать нужную органику, образ применительно к конкретному артисту. На главные роли я сознательно подбирал преимущественно театральных артистов, «не засвеченных» в кино. И я очень надеюсь, что наша работа проторит путь к большому экрану, например, Антону Федорову и Сергею Муравьеву. С другой стороны, не скрою, был соблазн поработать с кинозвездами — так в эпизоде у нас снялась Юлия Ауг. Я поклонник ее таланта еще со времен «Овсянок» и очень рад, что ей понравился сценарий. 

Маленькие россияне. Сейчас я монтирую свой авторский документальный проект, который  почти год снимал в окрестностях Воркуты. Это история про детей оленеводов — коренных малочисленных народов Севера. Каждый год маленьких ненцев собирают в тундре на вертолетах и везут в специальную школу-интернат, где всю зиму учат базовым навыкам: счету, письму, чтению, а также владению компьютером, мобильным телефоном. В общем, этакий цивилизационный ликбез, совмещенный с начальной школой. Другое дело, что жить в цивилизации их учат в почти заброшенном поселке при закрытой в 1990-е шахте, где этот интернат — одно из последних работающих учреждений. Так получилось, что в этом году я аж четырежды был за полярным кругом в разных регионах России, поэтому смею утверждать — это не частный случай, примерно так выглядит сегодня русский север в тех местах, где нет газа или нефти. И вот мои герои получают базовые знания и лазают посреди заснеженных руин, которые недавно были школой, домом культуры, а по весне вертолет развозит в тундру не просто детей оленеводов, а уже маленьких россиян. Надеюсь, к весне фильм будет готов. Рабочее название пока — «Адаптация».

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Обсудить на сайте