Лучшее за неделю
Антон Сазонов
21 ноября 2014 г., 09:40

Кино на «Снобе»: лирическая мульткомедия про Петербург и добрые чувства «Провода»

Читать на сайте

Близнецам Марине и Татьяне Мошковым по 27 лет. В 2009 году они закончили Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения — мастерская Сергея Овчарова по специальности «режиссура анимации». Работают сестры и вместе, и по отдельности. Одна из последних совместных работ Мошковых — анимационная короткометражка «Провода» из альманаха, посвященного городу Санкт-Петербургу. За год фильм принял участие в более чем 40 фестивалях по всему миру и получил призы и дипломы, в частности, на CalAniFest в США (Приз зрительских симпатий), Henley Film Festival в Англии (Приз за лучший анимационный фильм) и Sardinia Film Festival в Италии (Приз за лучший зарубежный анимационный фильм). И пока вы смотрите эту работу, ее фестивальная жизнь продолжается.

This browser does not support the video element.

Сделать мультфильм. С одной стороны, и без учебного заведения можно освоить азы профессии: в интернете полно уроков и самоучителей. Но все равно в какой-то момент появится необходимость в диалоге, в желании показать кому-то свои наработки, спросить совета и посмотреть на работы других. То есть главное, что дает образование, — среду, в которой можно развиваться и расти, возможность встретить людей, с которыми можно что-то обсудить или чему-то от них научиться. Университетское образование имеет некоторые минусы, например, в том, что в программу обучения часто входят «лишние» предметы, не касающиеся непосредственно выбранной специальности, и на которые приходится тратить свое время, но, с другой стороны, это во многом расширяет ту самую среду для развития, давая возможность освоить основы смежных специальностей.

Генетическое кино. Можно сказать, мы родились благодаря кино. Наш папа — звукорежиссер, мама — театральный и кинокритик, а познакомил их наш крестный, кинорежиссер Александр Сокуров. Детьми мы много времени проводили на съемочных площадках, медленно двигаясь к кинематографическому пути. Но сознательный выбор профессии был сделан поздно. Единственное, что мы знали наверняка, — это то, что так или иначе наша профессия будет связана с искусством. С детства мы занимались различными видами творчества, такими как игра на фортепиано, пение, занятия в кукольном театре, но больше всего нам нравилось рисовать и придумывать разные истории, комиксы. Однако когда пришло время думать о высшем образовании, то мы до последнего не могли выбрать что-то одно, чем бы хотели заниматься после школы. По случайному совпадению, самым ближайшим к нашему дому университетом оказался СПбГУКиТ. Когда мы увидели, что там есть курсы по режиссуре анимации, то мы, наконец, поняли, что эта специальность идеально совмещает в себе все наши интересы, и сомнения о будущей профессии отпали сами собой. После первого года учебы стало понятно, что мы сделали правильный выбор.

Масштабные малыши. Во время учебы Марина сделала анимационный фильм «В масштабе», а Татьяна — «Смеховорот». Смотря на эти фильмы сейчас, понимаешь, что с технической стороны все можно было бы сделать гораздо лучше и быстрее, а не «изобретать велосипед» в процессе работы. Но в том, что касается идеи, в этих фильмах есть мысль, высказывание. За это мы благодарны нашему мастеру Сергею Овчарову, который прорабатывал с нами сценарии до мелочей. Оба фильма участвовали во многих международных фестивалях, особенно успешно прошел «В масштабе», завоевав множество наград (Приз за лучший анимационный фильм на японском фестивале короткометражных фильмов в Саппоро, Специальный приз жюри на фестивале CINANIMA в Португалии, Диплом гильдии критиков и киноведов на анимационном фестивале в Суздале, Приз жюри на французском кинофестивале в Орлеане, Первый приз на итальянском фестивале в Реджио). После университета нам не хватало обстановки свободного творчества, и мы приняли участие в итальянском фестивале Cinemadamare, являющемся своего рода летним молодежным кинолагерем, где необходимо каждую неделю в течение нескольких месяцев снимать по небольшому фильму. Именно там для скорости мы впервые попробовали объединить свои силы и сделали несколько совместных коротеньких анимационных и экспериментальных работ, таких как «Вместе» и «Ночные огни», но не забывали и о «сольных» зарисовках («Большое сердце», «ТРЭШ», «Большой взрыв»). Эти работы тоже не прошли незамеченными на фестивалях одноминутных фильмов.

Волшебное слово. Фильм «Провода» сделан в рамках альманаха анимационных короткометражных фильмов, главной темой которого является Петербург — наш родной город. Цель проекта — повысить интерес к городу и его значимость в культурном пространстве. Но нам захотелось сделать более универсальную историю, не ограниченную рамками заданной темы. Поэтому мы решили сделать Петербург лишь фоном для фильма, а действие перенести в мир пересекающихся между собой подобно развилкам автомагистралей проводов, как метафора оживленного мегаполиса. Отсюда возникла идея одушевить телефонные разговоры, представив их в виде световых волн, которые могут приобретать различные очертания. Потом это вылилось в историю одного слова, произнесенного в телефонную трубку случайным собеседником. Мы выбрали слово «прости» как слово, которое способно вернуть гармонию в человеческие отношения. Этот персонаж служит связующим звеном между различными сценами из жизни обычных людей, являясь как бы сторонним наблюдателем и катализатором событий.

Коллективный опыт. В наш альманах входит еще несколько фильмов, которые совершенно по-разному затрагивают тему Петербурга: от поэтично-биографичного сюжета о Хармсе или лирической истории на фоне Петербурга начала ХХ века до приключений молодого хипстера в наши дни. Сейчас очень много короткометражных фильмов делается в рамках альманахов, объединяющих фильмы определенной темой. Объясняется эта тенденция, скорее всего, тем, что в отношении малобюджетного короткометражного кино Министерству культуры России удобнее финансировать проекты «оптом», целыми альманахами, а не по отдельности.

Безопасные связи. Для фильма мы выбрали технику компьютерной перекладки, но для главного героя – слова «прости» – мы использовали более «живую» рисованную анимацию, чтобы подчеркнуть его одушевленность. Сначала мы думали назвать фильм «Прости», но отказались от этого, так как такое название заранее выдает тему фильма. Мы же хотели найти более всеобъемлющее название, которое бы символично отражало суть. Провода играют важную роль в истории, являясь связующим элементом в буквальном и переносном смысле слова. Кроме того, нам понравилось, что во французском языке это слово обозначает еще и связь между людьми, привязанность. Так появилось название «Провода».

Теплый город. Главной задачей для художника было найти такую палитру вечернего города, чтобы она, с одной стороны, отражала холодную и дождливую атмосферу Петербурга, но с другой — показывала бы город уютным, таким, каким его видим мы, петербуржцы. Женя Голубева, наша талантливая сокурсница, которая была на фильме художником, сделала несколько эскизов с поиском стиля. В основном они были сделаны в акварельных тонах, с которыми обычно ассоциируется Петербург, но один из эскизов выделялся тем, что был выполнен карандашом в сине-оранжевой гамме, что тут же придало изображению необходимое сочетание теплых и холодных оттенков. Мы сразу поняли, что это то, что нужно!

Зарубежная эстрада. Основную работу над фильмом, а именно анимацию, мы делали из дома на своих компьютерах, так как сами же являлись аниматорами на проекте. Художник Женя Голубева, которая живет в Англии, присылала фоны и эскизы для фильма по интернету. Также по интернету велась работа и с композиторами фильма, французом Римом Лораном и австралийцем под псевдонимом Eyes Wide Closed. Шумовое озвучание и перезапись были сделаны на «Ленфильме».

Вандализма нет! Создание анимационного фильма — довольно скучный и трудоемкий процесс. Так что во время создания фильма не произошло ничего интересного. Но может показаться интересным тот факт, что изначально в фильм входила еще одна сюжетная линия, в которой слово «прости» встречает уличного вандала, рисующего граффити на одном из старинных петербургских зданий. Была уже сделана анимация для сцен с граффитчиком, но при тестовом просмотре нам показалось, что эта линия несколько выбивается из общего сюжета и утяжеляет историю, поэтому мы ее полностью вырезали.

Самоконтроль. Когда сам являешься одновременно и режиссером, и аниматором на фильме, то самым сложным является совмещение этих функций без ущерба для того и другого, особенно когда работаешь в ограниченные сроки. Очень важно сохранить баланс между частью и целым, и, погружаясь в отдельные сцены фильма, не забывать следить за общим темпоритмом и структурой фильма. Тут нам очень помогло то, что мы работали вдвоем как режиссеры и аниматоры, таким образом, мы могли контролировать работу друг друга.

Популярный кот. Всем нравится котик. Каждый раз в тот момент, когда он падает из окна, в зрительном зале раздаются тревожные охи и ахи. К нам даже подходили после фильма и благодарили за то, что с котом в итоге оказалось все в хорошо. Но вообще, если судить по уже нескольким призам зрительских симпатий, полученных на разных на фестивалях, фильм нашел своего зрителя, и это радует.

Лучший комплимент. Художественным руководителем на этом проекте была Ирина Евтеева, известный петербургский режиссер и аниматор. Она следила за производством фильма на каждом этапе работы и давала нам дельные советы. Из других «взрослых» аниматоров наш фильм видели многие на фестивале в Суздале. В отборочной комиссии работали уважаемые режиссеры-аниматоры и кинокритики, и нам рассказали, что при отборе комиссия не все фильмы смотрела до конца, так как по первым нескольким минутам сразу можно было определить уровень работы и то, подходит ли она для программы. Наш же фильм был одним из тех, который посмотрели до конца, просто потому что было интересно, чем закончится. Для нас это лучший комплимент.

Интернационализм. Сейчас Марина работает над своим новым анимационным фильмом H Recherche F в копродукции с французской компанией Ad Astra Films для канала France 3. Таня недавно приняла участие как один из режиссеров в анимационном проекте Watching the Ball, копродукции между Германией, Эстонией, Сербией, Боснией и Россией. Также мы разрабатываем проекты новых фильмов, как собственных, так и в соавторстве друг с другом, у которых пока нет продюсера.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Обсудить на сайте