Игорь Хомский: В фильме «Как меня зовут» жалко абсолютно всех
Рабочее название полнометражного дебюта Сайфуллаевой было «Штормовое предупреждение». Но в процессе работы над фильмом от шторма как природного явления ничего не осталось, а весь сюжет сосредоточился вокруг отношений между главными героями.
Семнадцатилетняя скромница Оля, только что успешно сдавшая вступительные экзамены в Высшую школу экономики, отправилась в Крым познакомиться со своим отцом, с которым она еще ни разу в жизни не виделась. С Олей из Москвы поехала ее подруга Саша, провалившая вступительные экзамены на факультет актерского мастерства. У порога отцовского дома Оля пугается и просит подругу поменяться с ней ролями: Саша представляется Олей, а Оля — Сашей. Сергей, роль которого исполнил Константин Лавренко, верит розыгрышу и, совершенно растерянный внезапной встречей с дочерью, приглашает девушек пожить в своем старом доме на берегу Черного моря.
Жизнь Сергея просто перевернулась с ног на голову, и с приездом двух девиц в коротких шортиках он в полной мере почувствовал свое одиночество. Оля сначала приревновала отца к Саше, а потом совсем разочаровалась в нем, когда узнала, что он никогда не планировал отыскать свою дочь. Сашу, которая тоже росла без папы, неуклюжая отцовская забота Сергея настолько впечатлила, что она сама начала искренне верить в шутку со сменой ролей, да еще и влюбилась в своего нового «папу».
«Когда дикая и безумная Саша встретила “отца” во взрослой жизни, она объединила в одном человеке образ папы и идеального мужчины, — объясняет Сайфуллаева. — У Саши не было опыта здоровых отношений с мужчинами, с отцом. Поэтому во взрослом возрасте Саша переживает детское состояние, когда девочки говорят: “Папа, когда я вырасту, я выйду за тебя замуж”».
Сайфуллаевой удалось создать кино, в котором каждый персонаж, появившийся на экране, становится очень важной частью главной истории. В итоге зритель переживает за каждого героя фильма, считает программный продюсер проекта «Сноб» Игорь Хомский: «В этом кино жалко абсолютно всех: и Сашу, и Олю, и отца, и находящуюся у него в гостях Свету, и крымчанина Кирилла. Всех!»
Но именно этого и добивалась Сайфуллаева, когда снимала свой фильм: кино как картинка ее не удовлетворяет. Важно, чтобы фильм вызывал у зрителя эмоции. Финал фильма заставляет переживать о героях после просмотра ленты, считает партнер компании Lakeshore International Александр Просвиряков: «Мне нравится, что в России стали появляться фильмы, которые хочется смотреть от начала до конца, не догадываясь, что нас ждет в финале, как это обычно бывает с иностранным кино. Я был в напряжении ожидания развязки весь фильм. А откровенность ленты немного шокировала — съемки балансировали на грани дозволенности и цензуры. Зрители найдут в фильме Сайфуллаевой много интересного».
В истории об отсутствующем отце для Сайфуллаевой нет ничего автобиографического, но в отношениях между главными героями ее картины достоверно отображены психоаналитические представления о том, как важен образ отца в жизни девочки. Фильм Сайфуллаевой — словно буквальная экранизация юнговского комплекса Электры.
«Как человек с психологическим образованием, я была поражена, насколько точно прописаны роли и взаимоотношения героев, — рассказывает глава фармацевтической компании “Авеста” Гюльнара Алиярова. — Фильм поднимает очень важную тему: насколько значимо в жизни девочки присутствие отца, как его образ влияет на формирование ее сексуальности и личности вообще. Ведь это просто удивительно, что каждый, проживая свою собственную судьбу, ярко присутствует в жизни другого человека, даже не подозревая об этом».