Вадим Рутковский: Приднестровье, Майдан, ДНР, Чернобыль и другие горячие точки «Артдокфеста»
Нельзя не начать заметку о грядущем фестивале «Артдокфест» с благодарственных слов Владимиру Мединскому, занимающему сегодня, как вам возможно известно, пост министра культуры. Среди его последних сенсаций — бескомпромиссное заявление о том, что режиссер Виталий Манский не получит финансовой поддержки государства ни на один из своих проектов, включая «Артдокфест»: мол, Манский — антигосударственник, и Мединский, очевидно, убежденный в том, что государство — это он и его друзья-чиновники, положит живот свой на то, чтобы и казенной копейки режиссеру не досталось. За что же, спрашивается, благодарить этого персонажа? Конечно, за рекламу, которая определенно ценнее казенных грошей, отводимых на культуру.
О том, что Россия никак не Европа, свидетельствует хотя бы уровень почтительного внимания и деятелей культуры, и СМИ к высказываниям Мединского. Вот, скажем, во Франции технические сотрудники Авиньонского фестиваля — энтермитанты, рабочие-почасовики — взбунтовались против попытки правительства лишить их льгот, едва не сорвали авторитетнейший фестиваль, и в итоге тогдашний министр культуры Орели Филиппетти была объявлена в Авиньоне персоной нон грата. У нас совершенно иная ситуация: не техники, а все сколько-нибудь активные и вменяемые работники культуры если и говорят о министре культуры что-то позитивное, то исключительно как герой пьесы Островского про Бальзаминова, мальчишка Юша: «Заходите! Нам без дураков скучно». Однако во всех официальных заявлениях добавляют к имени «Владимир» отчество «Ростиславович», внимают всем речам и тиражируют их. В общем, ведут себя в соответствии с императивом «Целуй руку, которую не можешь укусить», хотя не то чтобы не могут — просто не хотят, стесняются или боятся (Манский здесь исключение: не будучи на самом деле ни революционером, ни подрывником устоев, ничьих рук, включая руки своих героев, от Путина до t.a.t.u., он никогда не целовал, сохраняя дистанцию и независимость). Плюс такого положения вещей очевиден: даже те СМИ, которые про «Артдокфест» отродясь не слышали и не писали, Мединского процитировали, чем оказали фестивалю совершенно бесплатную информподдержку.
Мы же поддерживаем фестиваль осмысленно. Потому что «Артдокфест» — один из лучших киносмотров страны. Возможно, самое совершенное творение Манского — маститого документалиста, чьи фильмы все же предполагают как восторг, так и неприятие. Фестиваль же идеален; он огромный, захватывающий, бурлящий. Фильмов много; в мультиплексе «Формула кино — Горизонт», основной фестивальной площадке, сеансы начинаются в 10 утра и заканчиваются в 3 часа ночи в течение всего фестиваля. Есть основной международный конкурс и конкурс «АртДокСеть», в котором соревнуются фильмы, размещенные их авторами в свободном доступе в интернете. Есть круглые столы и питчинг, который пройдет 12 декабря в киноклубе «Фитиль», второй московской площадке фестиваля. Огромная внеконкурсная программа: новое кино Чехии и Германии, ретроспектива фильмов-лауреатов года, глобальная панорама российской документалистики в секции «Среда», нестыдное кино для ТВ в «Ящике» (на открытии — «Цвет нации» Сергея Нурмамеда, эффектное путешествие Леонида Парфенова по следам великого русского фотографа Прокудина-Горского, впервые показанное на закрытии фестиваля «Движение»), коллекция украинских фильмов от Дзиги Вертова до Сергея Лозницы в программе «Украина не Россия». Это один из самых провокационных разделов фестиваля — не потому, что в него входит «Майдан» Лозницы или выпущенное центром Андрея Кончаловского исследование «Битва за Украину», но из-за шокирующего соседства этих фильмов или ранней работы Александра Роднянского, еще не продюсера, а киевского документалиста («Свидание с отцом» — о свидании дочери с отцом, приговоренным к «вышке» за помощь нацистам), с агрессивными пропагандистскими поделками советской поры — «Упырями» или «Троянским конем», разоблачавшим деяния греко-католической униатской церкви в Украине. Такие столкновения для «Артдокфеста» абсолютно органичны, потому что ключевая тема фестиваля — это история, со всеми ее парадоксами и ужимками.
Как ориентироваться? Довериться интуиции. Проводить в кинозалах дни напролет. Микшировать «проверенные» фильмы — док-хиты года вроде «Тимур Новиков. Ноль Объект» или «Последний лимузин» — с премьерными, про которые заранее не известно ничего, кроме сюжета. А сюжеты интереснее, чем в большинстве игровых фильмов. Есть «краеведческое» кино о непризнанных государствах: «ПМР» и «ДНР», эстонский фильм о Приднестровье и английский о «самодельной» Донецкой народной республике. Фильмы о москвичках непростой судьбы: датская драма о девочке со свалки и российско-австрийская об активистке ЛГБТ-движения. Украинский альманах «Евромайдан. Черновой монтаж» — коллективное высказывание десяти режиссеров, аналог российской картины «Зима, уходи» (новый фильм одного из участников этого проекта, «Ленинленд» Аскольда Курова — на нашем сайте). Авантюрное кино: «Длинное. Черное. Облако опускается» — про трип на Олимпиаду в Сочи (это новая работа Александры Лихачевой, чей великолепный мокьюментари «Катя Креналинова» можно посмотреть у нас) и «Пойди туда, не знаю куда...» — про трип во Владивосток. Интервенции в опасные зоны: «Невидимый город» отличного латышского режиссера Вьестурса Кайриша — о тех, кто нелегально живет на Чернобыльских территориях. Исторические исследования, медитативные эссе, фильмы-портреты и фильмы-расследования — и это только в основном конкурсе. Идеальный фестиваль, как и было сказано. Девять дней, которые как следует встряхнут российское культурное пространство.