Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
15 января 2015 г., 18:16

«Левиафан» и его соперники: борьба за «Оскар» началась

Читать на сайте

«Оскар» — не только награда, это еще и шоу, и в шоу организаторы превращают даже такую формальную вещь, как оглашение номинантов. Проснулись засветло и не поленились приехать на Беверли-Хиллз к 5.30 утра по Лос-Анджелесу, в переполненный кинотеатр имени Сэмюэля Голдвина (великого продюсера и одного из основателей Голливуда), президент Киноакадемии Шерил Бун Айзекс, актер Крис Пайн и режиссеры Альфонсо Куарон и Джей Джей Абрамс. Все только для того, чтобы огласить имена тех, кто поборется за вручение премии. 15-минутная процедура состояла из двух частей: уже три года подряд на мини-церемонии объявляют претендентов во всех 24 номинациях. Вы можете ознакомиться с полным списком на официальном сайте премии oscar.go.com. А здесь коротко представим тех, кто номинирован за лучший фильм, актерские работы и фильм на иностранном языке.

С этой, особо важной для нас категории, и начнем. Вот пятерка тех, кому не повезло родиться в Америке, но посчастливилось попасть в число номинантов на премию «Оскар».

1. «Левиафан» Андрея Звягинцева — о нем много чего у нас написано, коротко, но по сути — в итогах 2014 года.

Кадр из фильма «Левиафан»

2. «Ида» много работавшего в Британии поляка Павла Павликовского, черно-белая драма о национальной вине: в Польше рядовые граждане ответственны за геноцид евреев во время Второй мировой не меньше, чем немецко-фашистские захватчики.

Кадр из фильма «Ида»

3. «Мандарины» грузинского режиссера Зазы Урушадзе представляют тем не менее Эстонию: действие разворачивается в Абхазии в 1992-м, последние жители эстонского поселения, не успевшие вернуться на историческую родину, оказываются втянутыми в военный конфликт Грузии и Абхазии.

Кадр из фильма «Мандарины»

4. «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, мавританца с дипломом ВГИКа; подробнее об этой красивой пацифистской притче — в моем репортаже с Каннского фестиваля.

Кадр из фильма «Тимбукту»

5. «Дикие истории» аргентинца Дамиана Сифрона, продюсерский проект Педро Альмодовара, как раз на днях выходят в наш прокат. Чуть подробнее — опять же, в репортаже с Каннского фестиваля, где состоялись премьеры трех из пяти номинированных на «Оскар» картин.

Кадр из фильма «Дикие истории»

Есть сколь распространенное, столь и ошибочное мнение, что предшествующая «Оскару» раздача «Золотых глобусов» — генеральная репетиция премии. Совпадения, конечно, бывают и нередко, но никаких закономерностей из этого не следует. «Золотые глобусы» вручают представители иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, то есть неамериканские журналисты, среди которых есть и наш постоянный контрибьютор Нелли Холмс. «Оскар» — цеховая награда, здесь голосуют совсем другие люди — собственно те, кто делает американское кино, а не пишет о нем. «Левиафан», который, в конечном счете, говорит о слабости человека, его ничтожности и под властной дланью, и перед Господом Богом, и в столкновении с собственными страстями, не слишком вписывается в победительную голливудскую традицию, где человек всегда звучит не жалко, а гордо. С другой стороны, для американцев этот полузапрещенный на родине, подвергшийся цензурным изменениям фильм — олицетворение российской фронды, пусть и робкого, но все же неповиновения государству. Джордж Клуни, щеголявший в футболке, где Путин окрещен матерной кличкой, рифмующейся со словом «кайло», и прозвищем «террорист номер один», в Голливуде не одинок, так что шансы у «Левиафана» есть. Но велика вероятность, что победит «Ида». Она только что получила приз Европейской киноакадемии — а год назад, например, вкусы американских и европейских академиков совпали, везде победила «Великая красота» Паоло Соррентино.

На лучший фильм претендует всего восемь картин — число номинантов уменьшается с каждым годом и того и гляди скоро вернется к традиционной пятерке.

1. «Американский снайпер» — второй (после гениального мюзикла «Парни из Джерси») за год фильм патриарха Клинта Иствуда, байопик, основанный на реальной истории «морского котика» Криса Кайла.

Кадр из фильма «Американский снайпер»

2. Квазифантастическая комедия о людях и театре «Бердман» Алехандро Г. Иньярриту — подробности в репортаже с Венецианского фестиваля, который «Бердман» открывал. Иньярриту представлен и в персональной режиссерской номинации.

Кадр из фильма «Бердман»

3. Уникальная сага Ричарда Линклейтера «Отрочество», вымышленные герои которой взрослели вместе с исполнителями ролей (подробнее — в итогах-2014). Персональная режиссерская номинация у Линклейтера тоже есть.

Кадр из фильма «Отрочество»

4. «Отель Гранд-Будапешт» Уэса Андерсона, исторический детективный фарс, который тоже есть в наших вышеупомянутых итогах. И как режиссер Андерсон, разумеется, номинирован.

Кадр из фильма «Отель Гранд-Будапешт»

5. «Игра в имитацию» норвежца Мортена Тильдума (в номинацию «Лучшая режиссура» он также вошел) — жизнеописание легендарного британского математика и криптографа Алана Тюринга, ученого, стоявшего у истоков информатики. Во время Второй мировой войны его труды помогли британским военным взломать код Enigma. Но родина оказалась к Тьюрингу неблагодарной: в 1952-м он был осужден за гомосексуализм, приговорен к гормональной кастрации и погиб в 1954-м от отравления цианидом при невыясненных обстоятельствах. Королевское помилование было даровано ему лишь в 2013 году, а в конце прошлого года Pet Shop Boys исполнили на BBC величественную ораторию, посвященную Тьюрингу — Man from the Future.

Кадр из фильма «Игра в имитацию»

6. «Сельма» — еще одна благородная биография: Мартина Лютера Кинга, организовавшего марш за равные избирательные права. Маршрут пролегал от Сельмы до Монтгомери, южный, совсем недавно рабовладельческий, штат Алабама, 1965 год.

Кадр из фильма «Сельма»

7. «Теория всего» Джеймса Марша фигурирует в российском интернете под названием «Вселенная Стивена Хокинга», потому что это и есть биография молодого Хокинга и его жены Джейн.

Кадр из фильма «Теория всего»

8. «Одержимость» — с относительным успехом (для фильма, выпущенного небольшим количеством копий) прошедшая и по нашим экранам индидрама о тоталитаризме на примере отношений молодого барабанщика с матерым джазменом (чуть подробнее — в гиде по фествалю «Амфест», на котором состоялась российская премьера).

Кадр из фильма «Одержимость»

На премию за лучшую женскую роль претендуют:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

А вот пять претендентов-актеров:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Академики явно тяготеют к подлинным биографиям и недвусмысленной социальной позиции — увы, их вниманием остался обделен мой любимый американский фильм прошлого года «Судья», только Роберт Дювалл номинирован за роль второго плана. Кто победит, станет известно 22 февраля. Есть время все посмотреть.

Обсудить на сайте