Елизавета Епифанова: От концепта до браслета
На двадцать пятом по счету женевском часовом салоне мы снова убедились в том, что, хотя ценители наручной механики по-прежнему ждут от производителей сенсационных изобретений и необычных кунштюков, наибольший эффект все равно производят самые простые и практичные решения.
Назвать премьеры, представленные на женевском салоне часового искусства SIHH (Salon International de la Haute Horlogerie), формирующими часовые тренды года было бы некоторой натяжкой – большинство из них поступит в продажу только во втором полугодии, а особо сложные модели – еще позже.
Причем последние представляют собой в некотором роде «машину времени» – ведь работа над многими проектами началась не вчера, а два-три года назад, а то и раньше. Бывший глава часового направления Piaget Мишель Ферракани вспоминал, что еще в девяностые можно было показать на выставке весьма условно работающий прототип и заявить клиентам: «Если вам идея нравится, то мы, пожалуй, это доделаем». Теперь рассчитывать на подобную снисходительность публики не приходится, во времена жесткой конкуренции и высокой технической оснащенности часовой индустрии приходится демонстрировать товар лицом.
К тому же всеобщая атмосфера информационной жадности изменила и традиционно сдержанный и дискретный стиль презентаций часового искусства. Ну что ты будешь делать, когда все журналисты, дилеры и коллекционеры теперь приходят со смартфонами, фотографируют часы со всех сторон, потом на руке, а потом еще записывают звучание репетира, чтобы выложить его в своем блоге.
Приходится действовать по принципу Черной Королевы: очень быстро бежать, чтобы остаться на своем заслуженном месте. Так что большинство часовых домов, участвующих в SIHH (а также в независимых презентациях, параллельно устраиваемых некоторыми марками в городе), выступили на два фронта. Представили и ожидаемые часовые сенсации, и модели, в которых улучшены вполне практические характеристики – без особых фанфар, зато приятные глазу и руке.
Как и положено по статусу, самую разнообразную коллекцию приготовил дом Cartier. Результат пятилетних работ лаборатории Кароль Форестье – Rotonde de Cartier Grande Complication, самая сложная модель мануфактуры с турбийоном, вечным календарем, минутным репетиром и автоподзаводом с микроротором, только на сборку механизма которой у мастера уходит пятнадцать недель. В компанию к ней добавились скелетонизированный «мистический» турбийон и Astro-tourbillon.
Ювелиры и художники тоже не отдыхали. В Ballon Bleu de Cartier Vibrating Setting была представлена новая «вибрирующая» техника крепления камней, благодаря которой покрытый бриллиантами циферблат начинает дрожать, как сверкающее желе, от малейшего прикосновения (внимание: медицинское предупреждение для людей, страдающих светочувствительностью), а в линии Cartier d’Art Ronde Louis Cartier – еще одна возрожденная декоративная техника, на этот раз филигрань, в которой выполнен тотемный символ дома – пантера.
Но главным событием стала презентация совершенно новой линии Clé de Cartier: мужских и женских повседневных часов с запатентованной заводной головкой прямоугольной формы, которая легко превращается в удобный «ключ» (что и дало название модели) для завода и перевода стрелок.
Пожалуй, едва ли не столь же впечатляющую серию премьер представил только Montblanc, встрепенувшийся под руководством Жерома Ламбера. Для коллекционеров: впечатляющие Tourbillon Cylindrique Geospheres Vasco da Gama с цилиндрической спиралью и двумя полушариями и Heritage Chronométrie ExoTourbillon Minute Chronograph – это новая редакция известного хронографа Nicolas Rieussec, в которой диски заменили на классические счетчики, зато добавили экзотурбийон.
А в качестве повседневного (и достаточно бюджетного) предложения – вся новая коллекция Heritage Chronométrie в классическом круглом корпусе и молодежный TimeWalker Urban Speed Chronograph, к тому же дополненный ремешком с Bluetooth (ибо, как сказано в «Теории Большого взрыва», любая вещь становится лучше, если в нее добавлен Bluetooth).
Audemars Piguet представил результат восьми лет работы, проведенной совместно с технической школой Лозанны, – концепт репетира Royal Oak Concept Acoustic Research, звучащий в десять раз звонче обычных гонгов, а вместе с тем и коммерческую линейку новых Royal Oak и дамских Millenary, выпущенных к двадцатилетнему юбилею коллекции.
Еще одним экспериментатором со звуком стал A. Lange & Söhne, представивший децимальный репетир Zeitwerk (на базе Striking Time, также отбивавшей десятиминутные интервалы), а одновременно неизменные Datograph и Datograph Perpetual с новым цветом циферблата и очень привлекательную версию Lange 1 в уменьшенном корпусе в честь двадцатилетия этой культовой модели с асимметричным циферблатом.
Надо сказать, юбилеи – это золотая жила для любой мануфактуры, особенно на SIHH, потому что к ним готовятся заранее. IWC соединила плановое пятилетнее обновление дизайна Portugieser с семидесятипятилетием самой коллекции (правда, запоздавшим, потому что фактически часы появились на свет в 1939-м). В новой редакции «португальцев» мануфактура из немецкоязычного Шаффхаузена продемонстрировала стремление к большей практичности и лаконизму: уменьшила диаметр некоторых моделей, убрала излишние украшения, например географическую сетку координат с циферблата Portugieser Grande Complication, а главное, анонсировала выпуск двух новых базовых мануфактурных калибров: трехстрелочника 42000 и хронографа 69000, которые по сути являются улучшенными конкурентами механизмов ЕТА.
Vacheron Constantin, отмечающая в этом году 260-летие, в качестве главного подарка поклонникам приготовила совершенно новую коллекцию Harmony с корпусом «подушкой», навеянным историческим дизайном марки двадцатых. Линия включает как сплит-хронограф и хронограф с турбийоном, так и классический трехстрелочник с бриллиантами для прекрасного пола.
Для Parmigiani новостным событием стало десятилетие сотрудничества с Bugatti, что позволило мануфактуре выпустить юбилейный сет самых знаменитых моделей, начиная с Type 370. А в качестве повседневного предложения – развить линию Tonda 1950 мужскими и женскими часами с открытыми механизмами-скелетонами, циферблатами из метеорита, а также классическими версиями, в которых традиционный кожаный ремешок Hermès сменил золотой браслет.
Можем все: от турбийона до браслета – наверное, так звучит негласный девиз SIHH этого года. Ему последовал Richard Mille, который представил два новых «вихря» – RM 51-02 Tourbillon Diamond Twister с закрученным бриллиантовым узором и RM 19-02 Tourbillon Fleur с турбийоном, прячущимся в цветке магнолии, и два новых браслета для моделей RM 07-01 и RM 037. А также Piaget, сделавший рекордный Emperador Coussin Skeleton – самый тонкий в мире автоматический турбийон-скелетон с бриллиантами (а также еще один мировой рекорд стройности Altiplano Chronograph, самый тонкий flyback-хроно-граф) – и классические новые Altiplano на золотом браслете.
Roger Dubuis, выпустивший целое семейство турбийонов-скелетонов – от ювелирных Excalibur Broceliande, увитых плющом, до авангардных Spider, – приготовил и пикантное дополнение к дамской линии Velvet. Три новых ремешка: из норки, кружев и кожаной шнуровки. Скорее всего, Excalibur на металлическом браслете не за горами, так же как и браслетная версия Greubel Forsey, который продолжает экспериментировать с титаном и различными покрытиями в двух прошлогодних премьерах GMT и QP a Equation.
Новые материалы и идеи корпуса стали главной темой Officine Panerai. Марка представила Carbotech – суперпрочный полиэфирный карбон с необычной, почти «древесной» структурой. Но еще больший интерес публики вызвала Radiomir Firenze 3 Days Acciaio – в стальном корпусе, покрытом гравировкой узора с флорентийскими лилиями. Информация о том, что эта модель выпущена тиражом всего девяносто девять экземпляров и купить ее можно только во флагманском бутике марки во Флоренции, благополучно проскакивала мимо внимания публики, поскольку Radiomir Firenze попала практически во все хит-парады самых интересных премьер SIHH.
Дизайнеры Van Cleef & Arpels решили возродить классический дизайн часов-замочка Cadenas образца 1935 года (и заодно отметить юбилей). Модель с расположенным под углом циферблатом, чтобы удобнее было украдкой следить за временем, пережила за свою жизнь множество воплощений, в том числе в версии с кожаным ремешком, но теперь вернулась к первоначальному замыслу, правда, с некоторыми практичными модификациями. Циферблат стал больше, а замочек благодаря двум керамическим шарикам – еще надежнее. Еще один скульптурный браслет от Van Cleef & Arpels – покрытый бриллиантами, спессартинами и желтыми сапфирами японский золотой карп Carpe Koi, вдохновленный одноименным кольцом из коллекции Palais de la chance.
Переход от рвущихся и выцветающих кожаных ремешков к надежному металлу можно назвать главным практичным трендом года. Золотые браслеты дебютировали в коллекциях Parmigiani Tonda 1950 и Piaget Altiplano, а более демократичный Baume & Mercier снабдил мужские и женские модели Classima браслетами «биколор». Впрочем, тот же женевский дом в преддверии лета обогатил коллекцию Linea ремешками флуоресцентных расцветок.
Марки, не участвующие в самой выставке SIHH, но устраивающие собственные январские презентации в центре Женевы, действовали в том же ключе. Bvlgari представила новый турбийон Saphir Ultranero вместе с коллекцией Bvlgari-Bvlgari и Lvcea на новых браслетах. Hublot в этом году уделила больше внимания внешнему виду часов, украсив ремешок и циферблат необычным запатентованным золотым кружевом.
Впрочем, большинство независимых женевских брендов решило сосредоточиться на редизайне и новых материалах (и браслетах!). Франсуа-Поль Журн выпустил новые версии Octa Lune с золотыми циферблатами, De Bethune одела в титановый корпус классическую DB28 и DB28 Maxichrono, а дуэт Фрая и Баумгартнера из Urwerk представил две неожиданные редакции своих хитов: UR-210S Full Metal Jacket из титана и стали впервые с металлическим браслетом и UR-110 Eastwood в корпусе из ценной древесины, дополненном твидовыми ремешками от британского портного Тимоти Эвереста.
Впрочем, основные новинки эти марки приберегли, конечно, до выставки в Базеле. Да и для самих участников SIHH январская презентация в Женеве – не единственный рубеж. Часовой год только начинается.С