Эмиграция как квест. Часть 7. Озарение
Продолжение. Начало читайте здесь:
Подруга без остановки постит фотографии из Израиля — они с мужем уже три недели в стране и радуются каждому дню: вот они ездят на велосипедах по всяким делам, по дороге заскочив на пляж, чтобы немножко поваляться на песке и позаниматься спортом на открытой площадке; вот она печет сумасшедшие торты в мультиварке, потому что в их общежитии нет никакой духовки, а она отличный кондитер и это для нее настоящий вызов; вот хвастается километрами исписанных убористым ивритом листов — через год ей будет тридцать и она уже не сможет бесплатно учиться в израильском университете, поэтому за этот год ей нужно максимально хорошо выучить иврит, чтобы поступить.
Я ужасно завидую своей подруге — мое время тянется крайне медленно, а от волнения я просто не могу ничего делать. Мне кажется, что все нормальные люди, как эта моя подруга, едут с помощью и за счет Сохнута по какой-нибудь удачной программе, где их сопровождают специальные помощники, где они живут в общежитии, сразу поступают в продвинутый класс иврита в ульпане, потому что учили язык еще в Москве, а в конце года планируют сдавать экзамены в серьезный университет. И только мы какие-то нелепые недотыкомки, которые все делают в последний момент и каким-то кружным и странным путем.
Поэтому я стараюсь собраться и поступать по-взрослому. Оплатила в скайпе шестьдесят минут звонков на стационарные и сотовые телефоны в Израиле. Купила программу, которая скрывает ip-адрес, чтобы иметь возможность просматривать сайт с квартирами на сдачу: он почему-то закрыт для России, поэтому приходится действовать подобным кружным путем. Лучшие из программ-шпионов — hide.me и astrill.com. Первая хороша для виндовс, вторая для макинтошей, обе они платные, но не очень. Благодаря всему этому я могу спокойно искать квартиры, обзванивать владельцев и обсуждать с ними условия. Я не уверена, что у нас получится снять квартиру из Москвы, но зато у меня появилась хоть какая-то почва под ногами: до этого я полностью зависела от друзей и их времени, желания и настроения мониторить сайты, сохранять и пересылать мне картинки разных квартир и вести переговоры с их владельцами.
Второе важное открытие этой недели, о котором серьезные люди подумали бы, наверное, заранее, — это язык. Я пребывала в спокойной уверенности, что сразу по приезду мы начнем много и старательно заниматься в хорошем ульпане, будем много общаться с местными жителями, и поэтому нам не нужно как-то особенно стараться заранее. Поэтому мы, конечно, взяли несколько уроков по скайпу у лучшего на свете преподавателя, но потом закрутились, погрузились в посторонние дела и бросили.
Однако в реальности все оказалось сложнее: с нуля (с уровня «алеф») обычно начинают учиться совсем уже старички или немотивированные репатрианты. Там все идет медленно, скучно и с бесконечными перерывами на похихикать и поболтать… В общем, если вам язык нужен для дела, то стоит приложить максимум усилий для того, чтобы хорошо написать тест и попасть на уровень «алеф+» или даже «бет». Мою подругу подвели буквы: в Москве она делала все домашние задания на компьютере и совершенно не знала прописных, а тест пишут исключительно от руки. Поэтому при объективной готовности к уровню «бет», она смогла поступить только в группу «алеф+». До этого у нее было 25 дистанционных занятий с сильным преподавателем, что невероятно меня вдохновило и заставило немедленно вернуться к урокам иврита с моим учителем. Теперь, когда у меня есть не смутный план «выучить иврит хорошо», а конкретная цель: к сентябрю сдать экзамен на уровень «бет», дело должно двигаться гораздо быстрее.
И еще одно важное открытие недавнего времени — больше психологическое, нежели практическое. Но гораздо более важное, чем все предыдущие! Некоторые люди умеют все делать идеально. Умеют все предусмотреть, запланировать и исполнить как по нотам. Я так не могу, не умею и, наверное, даже не хочу: моя внутренняя вера в силу чудес этого мира не дает мне планировать жестко, не оставляя ни малейшей лазейки для внезапной удачи или неожиданного счастливого случая. Но при этом во мне сидит этот жуткий паттерн про «надо» и про «так поступают взрослые разумные люди». При этом весь мой жизненный опыт показывает, что ничто в мире никогда не идет по плану. Ну, в моем мире во всяком случае. И вот это разрывает мне мозг и сердце, заставляет впадать в ступор — ведь все равно ничего не получится по плану, зачем тогда стараться — и заставляет вскакивать по ночам, стуча тревогой в висках.
Так вот. На этой неделе ко мне пришло озарение, давшее некоторую передышку всему моему измученному организму. Эта концепция по-русски называется «достаточно хорошо», а на иврите «аколь беседер» — что, в общем, все когда-нибудь станет хорошо. С большими или меньшими потерями, но в конце концов мы переедем. И квартиру найдем. И язык выучим. И с работой устроится у мужа. И у меня все пойдет так, как предполагается, и даже лучше. И у детей будут умные учителя и ласковые воспитатели. Ничего не будет идеально, но будет достаточно хорошо — меня тоже устроит. А об остальном я подумаю завтра.