Лучшее за неделю
Антон Сазонов
15 мая 2015 г., 10:57

Кино на «Снобе»: Александр Баширов и космическая кошка в фантастической комедии «Возвращайся на Марс»

Читать на сайте

Корнею Ратиёву 29 лет. Сам режиссер о возрасте говорит так: «Мне больше нравится года называть оборотами вокруг солнца». В 2013 году он окончил Высшие курсы кино и телевидения ВГИК им. А. С. Герасимова, мастерскую кинодраматургии и кинорежиссуры Дениса Родимина и Владимира Фенченко: «Занятия происходили ежедневно по вечерам и целый день по субботам. Это позволяло безболезненно совмещать работу с учебой». До этого Ратиёв учился в педагогическом университете: «Получил там весьма полезный опыт, понимание, куда и как развиваться дальше, и просто хорошо провел время». После педагогического несколько раз пытался поступить во ВГИК и ВКСР, но каждый раз что-то не срасталось: «Наверное, это судьба проверяла силу моего желания постичь профессию режиссера». Профессию Ратиёв постиг на отлично, в чем можно убедиться, посмотрев его короткометражный научно-фантастический фильм «Возвращайся на Марс» с Александром Башировым в одной из главных ролей. «Марс» был показан на фестивале «Святая Анна», но до конца фильм зрители не увидели: «У Никиты Сергеевича Михалкова в этом же зале начиналась какая-то конференция, поэтому проекцию вынуждены были остановить. Главной похвалой для меня были слова Юрия Николаевича Арабова, когда он сказал на полном серьезе, что это гениальное кино, после чего ушел в задумчивости». Онлайн-премьера — у нас.

This browser does not support the video element.

Где закалялась сталь. Единственное, что я знал точно, так это то, что хочу учиться мастерству у Владимира Алексеевича Фенченко. Однажды я его увидел в Доме кино, была творческая встреча с Анджеем Вайдой, и Владимир Алексеевич поднялся и задал ему какой-то вопрос. Во-первых, меня поразил сам облик Фенченко, а во-вторых, его манера общаться со студентами, ну и наконец, из-под крыла Владимира Алексеевича вышла целая плеяда отличных российских режиссеров. Приятным бонусом была профессия — сценарист, за которую отвечал уважаемый мной кинодраматург и кинорежиссер Денис Викторович Родимин. Мне кажется, что после обсуждения с ним своих работ я готов выдержать общение с любым, даже самым матерым продюсером. На мой взгляд, мне крупно повезло.

Видеодром. Когда мне было девять лет, я не копил на новенький мопед, но организовал на черноморской турбазе киноклуб. У моего приятеля, из местных, отец торговал пиратскими видеокассетами где-то в Сочи, и большинство кассет хранилось дома. В гостях у товарища передо мной открылся будто бы заброшенный город, полный сокровищ. Мне удавалось добывать фильмы, которые я демонстрировал по вечерам на летней веранде. Отдыхающие и мошкара объединялись светом луча в другой мир. В эти летние дни, пожалуй, я и осознал, чем хочу заниматься по жизни.

Бесконечное везение. Во время учебы в педе я активно занимался КВН, делал пародийные видеоролики для выступлений и самодеятельных спектаклей. На факультете технологии и предпринимательства была довольно свободная и творческая атмосфера, несмотря на столь тяжеловесное название учреждения. Думаю, мне очень с этим повезло.

Прически и наживки. Как я уже говорил выше, я стремился попасть именно к Владимиру Алексеевичу Фенченко, а у него вся программа строится на том, что студент должен каждую неделю что-то снимать, приносить, обсуждать, переснимать, снова обсуждать и так далее. Поэтому снимали мы много. Удалось снять мини-фильм «Наживка» по мотивам рассказа Роберта Шекли «Рыболовный сезон». Затем мы с моим верным другом и оператором сняли на пленку психологический триллер-зарисовку «Письмо» по мотивам повести Льва Толстого «Записки сумасшедшего». Еще одна короткометражка «Моя безумная прическа» — абсурдная комедия про взросление молодого парня, который в финале прозревает и находит свой собственный путь. На мой взгляд, эта работа тоже удалась. Конечно, пересматривая старые работы, хочется что-то изменить, что-то подрезать, но в целом это слепок моего сознания, и на тот момент он был именно таким, что здорово. Сейчас в разработке новый фильм, и он будет еще более абсурдистским и фэнтезийным, чем предыдущие.

Космическая кошка. История про кошку возникла из моего сна, мне вообще часто снятся кошки. Не знаю почему, отношусь я к ним с уважением, но без фанатизма. Однажды мне приснился постапокалиптический мир, где все выглядит как степь или пустыня, и никто мне толком объяснить не может, что стряслось, как вдруг возникает эта гигантская невидимая кошка и «гадит» также невидимой массой на моего проводника. Я принес мастеру историю, где эти кошки были виной апокалипсиса, но мастер идею пресек, а вот кошку предложил развить в нечто другое. Так и возникла идея про мальчика и космическую кошку. Надеюсь, герой обрел счастье и лучшего друга.

На жаре. Было так мало времени, что кастинги и кинопробы проводить было просто некогда. С Ирэной Дубровской (мать героя) я был давно знаком, молодых актеров — Сашу Савельева и Марию Беляеву — я нашел в соцсетях, среди друзей моего преподавателя по «Работе режиссера с актером» Ильяшевского Юрия Борисовича, это было неким знаком качества. С Александром Башировым получилось все проще, чем я ожидал. Оператор, с которым мы работали, сказал, что недавно работал с Александром Николаевичем, и поделился байками про него. И тут я понял, что Баширов и есть Альбертыч, даже актерских задач ставить не нужно. Работалось со всеми прекрасно. Несмотря на большие расстояния между объектами, выматывающую жару, пыль, солнце, хронический недосып и «недоев», вся команда работала с полной самоотдачей.

Эхо Верхувена. Название родилось после просмотра кинофильма «Вспомнить все» Пауля Верхувена. В одном из эпизодов чемодан с видеозаписью Шварценеггера заедает, и он раз двадцать повторяет: «Возвращайся на Марс, возвращайся на Марс, возвращайся на Марс».

Крымские каникулы. Съемки проходили в Крыму. Моя любовь к походам и путешествиям крайне пригодилась. Все локации, в которых разворачиваются события, я хорошо знал, Крым невероятно богат пейзажами на любой вкус и жанр. По изображению основным референсом для меня и оператора был фильм Алекса Пройаса «Духи воздуха и облачные гремлины». Кроме того, перед встречей с Башировым я пересмотрел почти все основные с ним фильмы, поэтому «Асса», «Игла» и «Железная пята олигархии» тоже в какой-то мере оказали на меня влияние.

Через тернии к Марсу. Самым сложным оказался постпродакшн или, говоря по-русски, монтажно-тонировочный период. В силу отсутствия приличного бюджета и опыта, приходилось очень долго ждать, выпрашивать, угрожать, умолять, переделывать и снова искать возможности разрешить ту или иную задачу. Но, к счастью, все получилось и получилось вовремя. Каждый съемочный день экспедиции был запоминающейся историей. Но самым эффектным моментом была съемка на пляже, когда оператор с камерой на плече в полном обвесе попросил вынуть у него из рта бычок. Уже была палящая жара и не первый час работы — все на взводе. Рука дергается, бычок падает аккурат оператору в нагрудный карман. Вынуть не получается, дым валит, карман плавится, как полиэтилен. Оператор Гена взревел, отложил бережно камеру, разорвал на себе рубашку с криком: «Это была моя любимая!», а потом добавил, сквозь зубы: «Давайте снимать».

Сколько стоит гравитация. Найти и договориться о бесплатных съемках можно почти с любым популярным артистом. Главное — увлечь идеей. Даже визуальные эффекты становятся все доступнее. Но не все так легко. Например, задумал я короткометражку про экспедицию двух советских космонавтов на планету Марс, казалось бы, что может быть проще: одно помещение, два героя, ну, может, воспоминания какие-то — это не большая проблема. Проблема — добиться правдоподобия от космического корабля, от костюмов, от отсутствия гравитации и т. д. А здесь уже нужен приличный бюджет и серьезные специалисты. Бюджет формировался из моего кармана, плюс мой лучший друг помог мне финансово. Еще один благодетель — исполнительный продюсер Таня Горбачева, которая поверила в меня и в историю и вложилась в проект своими собственными деньгами. Плюс команда подобралась неприхотливая, готовая к авантюре. Примерно триста тысяч рублей ушло на съемочный период, и около ста тысяч рублей мы потратили на монтажно-тонировочном.

Меньше романтики. История «Возвращайся на Марс» мне близка тем, что герой, как и я когда-то (и как и все мы), выходя из беззаботного детства, столкнулся с не таким уж и романтичным миром взрослой жизни. Мне интересен этот пограничный этап, когда мальчик вдруг понимает, что он уже должен становиться мужчиной и вести себя совсем по-другому, но беда в том, что у всех людей свои взгляды на взрослую жизнь.

Улетный свист. Сейчас полным ходом идет подготовка к новому короткометражному проекту «Большой свист». Это будет приключенческий фэнтези о справедливости во Вселенной, о роли России в современном мире. Удалось собрать отличнейшую команду, в скором времени запустим сбор денег на специализированных сайтах. Уверен, что фильм получится улетным.

Потомки Ихтиандра и влюбленные женщины. Идеи на полный метр есть. Есть необычная идея черно-белого фильма о зомби в СССР в 60-х годах, где главной темой является попытка героя сбежать из страны, которую охватывает страшнейший вирус, занесенный из Америки. Еще мне хотелось бы снять сиквел «Человек-амфибия», где главным героем был бы внук Ихтиандра, а события показывали бы изъяны в современном обществе. Также имеется уже полностью готовый, защищенный перед мэтрами, сценарий к фильму о любви между провинциальной мусульманкой и еврейкой из Питера. Мне кажется, что получилась трогательная история любви и предательства с красивыми визуальными решениями, вернее, задумками. Боюсь, что далеко не каждый продюсер решится взяться за фильм со скандальной темой любви между женщинами. Хоть некий интерес у зрителей к подобного рода кино гарантирован.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Обсудить на сайте