Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
21 мая 2015 г., 13:04

Вадим Рутковский:  Порноромантика, кровосмесительные связи и другие новости Каннского фестиваля

Почти 20-минутной овацией завершилась полуночная премьера 3D-«Любви» Гаспара Ноэ, возможно, самого честного фильма фестиваля: это сентиментальный секс-романс, который не прикидывается ничем иным, кроме сентиментального секс-романса. Большинство других картин заставляют задуматься об относительности всего сущего
Читать на сайте
Кадр из фильма «Любовь»

Всем привет!

Спал три часа, как пройдет день, пока непонятно. Космос, дай мне силы! Причина для недосыпа уважительная: без десяти час, задержав на 35 минут из-за немыслимого для глубокой ночи ажиотажа, в главном зале Люмьер показали новый фильм Гаспара Ноэ — вне конкурса, но по вниманию и резонансу ни один конкурсант с ним не сравнится. «Через несколько секунд начнется "Любовь". Не забудьте надеть 3D-очки» — примерно так выглядит первый титр фильма. Дальше — Эрик Сати, под минималистские гармонии которого разыгрывается первая секс-сцена: Мерфи и Электра делают друг другу hand job. Слово «разыгрывается» не совсем верно: секс не сымитирован и показан с порнографической отчетливостью. Как говорил выпрыгивавший с киноэкрана герой старой комедии Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира», «у нас в кино сначала наступает затемнение, потом мы занимаемся любовью». У Ноэ затемнения есть, они дробят долгие статичные план-эпизоды, задавая монтажный ритм, но секс — только при свете, подробно и по-настоящему. Кроме гениталий, от которых «легальное» кино обычно стыдливо отворачивается, с порно «Любовь» ничего не связывает — слишком живописны, тщательно выстроены и скульптурно величественны сцены секса; статуарной красотой они напоминают кадры «Жизни Адель».

Кадр из фильма «Любовь»

Начало «Любви» обманчиво обещает чуть ли не нуар: в первый день нового года Мерфи — страдающий от похмелья и семейной рутины молодой муж и отец двухлетней дочери — слышит пришедшее на автоответчик сообщение от матери Электры, своей бывшей подруги: женщина обеспокоена, вестей от Электры нет уже два месяца. Вместо поисков Мерфи — рефлексирующий студент-кинематографист, будущий режиссер — отправляется в чувственное путешествие по волнам памяти. «Любовь», по сути, лайт-версия «Необратимости»: без насилия и особых происшествий клубок отношений разматывается в обратном хронологическом порядке, от разрыва к началу романа; кино дарит великую иллюзию, что все поправимо; однажды сказанное «я тебя люблю» не теряет смысла и значения. Мерфи — американец в Париже, фанат фильмов с «кровью, спермой и слезами» и поклонник картины «2001» (очевидно, имеется в виду «Космическая одиссея» — у Ноэ вместо планет человеческие тела, Млечный путь заменяет фонтан спермы) — не понимает, почему никто не снимает сентиментальных секс-фильмов. Ноэ (себе он отвел комическую роль галериста, которому Мерфи из ревности разбивает голову) делает именно такое кино: ясное, простое, формально совершенное, и в этом сочетании простоты и формализма чертовски оригинальное. Если к чему и придираться, так только к чрезмерной фаллоцентричности режиссерского взгляда: хотелось бы чуть больше внимания и к противоположной стороне.

Кадр из фильма «Любовь»

«Любовь» — второй за два дня фильм, где звучит важная для меня песня: у Цзя Чжанке — Go West Pet Shop Boys, здесь — кавер Mirvais на Miss You «Роллингов». Вообще я в шоколаде. Буквально. С одной стороны, это прекрасно: жую Lindt с разными начинками. С другой — подзарядка энергией происходит по большей части в темноте, оттого и куртка (в залах холодно, приходится носить), и рубашка, и джинсы, не говоря о носе и руках, перепачканы шоколадом, то есть я в шоколаде, но выгляжу как Пачкуля Пестренький. И такая двойственность во всем. Вот, скажем, фестивальная сумка — в этом году сделанная по типу портфеля. Дружбан мой Боря Нелепо уверяет, что это настоящая кожа, стоит денег и вообще вещь, в то время как большинство фестивалей вообще отказывается от халявных сумок, Канн роскошествует. Я же нахожу этот портфель крайне непрактичным: он сам по себе тяжелый, но маловместительный, сплошная обуза. Так же и с любым фильмом: одним в радость, другим наоборот. Уверен, что даже «Любовь», которой трудно сопротивляться даже на физиологическом уровне, найдет недоброжелателей. Вот только по поводу «Кэрол», которую я до сих пор не видел, все сходятся: прекрасно. Когда я делюсь предчувствием, что очень уж она может походить на другие стилизованные мелодрамы Хейнса — «Вдали от рая» и «Милдред Пирс», — слышу три варианта ответа: а) не видели; б) и похоже, и не похоже; в) ну да, похоже, но что с того.

Кадр из фильма «Маргарита и Жюльен»

Похожее единодушие, только со знаком минус, вызывает «Маргарита и Жюльен» Валери Донзелли. Один из пяти (мама дорогая!) французских фильмов в конкурсе в этот самый конкурс вписывается идеально. В этом году не надо изобретать концепт: все на поверхности. Кажется, Тьерри Фремо дал режиссерам задание: снять по сказке. Даже такой махровый рассказчик достоверных житейских историй, как Жак Одиар, в «Дипане» — почти притче о бойце «Тигров освобождения Тамил Илана», сбежавшем от войны в Шри-Ланке, чтобы угодить в кровавый морок бойни в парижском пригороде, — разбавляет реальность сном о божественном слоне Ганеше. Пуристы придираются, мол, надо отличать собственно сказки от мифов, легенд, кайданов и готических новелл; или вот что такое «Лобстер»? Сказка или абсурдистская аллегория?

Кадр из фильма «Лобстер»

Донзелли — как Гарроне или Ван Сент, цитирующий «Гензель и Гретель», — ставит классическую сказку, основанную на преданиях XVII века о преступных любовниках, брате и сестре, расплатившихся за свою кровосмесительную связь жизнью. Донзелли — красавица, прекрасная актриса (в этом фильме не играет, доверив заглавную женскую роль Анаис Демустье, на мужскую же, как водится, вновь позвала своего мужа и соавтора Жереми Элькаима) и вообще милашка, но ее фильм, на мой вкус, из рук вон: неуклюж и неубедителен — при всем своеобразном обаянии и любовной истории, и персоны автора, маячащей за ней, и стиля, создающего условное вневременное пространство, где королевская полиция охотится на любовников с вертолетов, а скитания по кровоточащему лесу сопровождает рок-музыка. Для рецензии на такой фильм нужны, как говорил Константин Гаврилович Треплев (кстати, в искрометном фарсе об эвтаназии и архитектуре — «Тщеславии» Лионеля Байера из параллельной программы Acid — имя чеховского героя носит болгарин-проститутка), новые формы. Я бы отрецензировал «Маргариту и Жюльена» значком из набора эмодзи — какашка, конечно, но милая, улыбчивая, дружелюбная:

Обсудить на сайте