Кино на «Снобе»: звезды советского кино Лев Дуров и Юрий Назаров в трагикомедии «Зависть»
Владимиру Харченко-Куликовскому 47 лет: «Я родился в юбилейный год пятидесятилетия октябрьского переворота 1917 года. Тогда это называлось Великой Октябрьской социалистической революцией». Он окончил актерский факультет Воронежского института искусств, а затем — мастерскую продюсирования Александра Атанесяна на Высших курсах сценаристов и режиссеров. «Между одним и другим образованием сдал экзамены и поступил к Алексею Юрьевичу Герману на режиссерский факультет ВКСР в 1998 году. Это был его единственный набор. Учиться я, к сожалению, не смог: платить за учебу было нечем. Но Герман благословил меня на профессию». У Владимира длинный послужной список телевизионных работ, «Зависть» — его дебютная игровая короткометражка. Фильм участвовал в фестивале «Золотой Абрикос» в Армении, МКФ в Триесте, CinemadaMare в Италии, «Серебряном Акбузате» в Башкирии и других. Онлайн-премьера — у нас.
Через забор. Пришел я в кино, когда мне было шестнадцать, через старый мосфильмовский забор. Любопытство. А понял, что стремлюсь к режиссуре, уже на первом курсе актерского факультета. Однокурсники просили помочь с этюдами, маленькими спектаклями. С тех пор и повелось.
Обязан быть ремесленником. Я очень много снимал и снимаю для телевидения. Этот, конечно, абсолютный Сатурн, пожирающий своих детей. Документальные фильмы, ситкомы, мыльные оперы, тв муви. Выборочно: «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге», «Грехи отцов», «Рассмешить Бога», «Подмена в один миг», «Братские узы». Для автора, пытающегося быть художником, это адские отработки. Но есть и плюсы. Например, шанс на ремесло. Ремесленник не обязан быть художником. А художник обязан быть ремесленником.
Городская легенда. По-моему, история из «Зависти» существовала всегда. Ну, во всяком случае, точно от Авеля и Каина. А вообще, эта история из цикла «городские легенды». Ее уже не раз экранизировали, слагали по ней песни и пересказывали в социальных сетях.
Телефонное право. Актеров я не ищу. Я стараюсь их «увидеть». Если это происходит, дальше в дело вступает телефонное право. Льва Константиновича я увидел сразу, а Юрия Владимировича сразу следом. Поэтому именно они. Работалось с ними легко и с наслаждением. Это великие мастера.
Играет усадьба. Мы снимали в Царской усадьбе в Измайлово. В старинных казармах, в богадельне для солдат-стариков. Это помещение очень точно соответствует нашей истории, в какой-то степени является еще одним действующим лицом. Конечно, мы декорировали пространство, придумали его положение в фильме.
Великое и сложное. Библейская история Каина и Авеля и картины Эль Греко — вот и все референсы. Очень сложным всегда было, есть и будет при создании кино — придерживаться тех задач, которые поставлены тобой самим перед самим собой. Ну и, конечно, просто гигантское количество людей, точно знающих, каким должно быть «это кино». По-моему, это вообще, ментальная проблема нашего общества.
Диалог Льва Дурова. Осветители на съемках кокнули стекло во входной двери. Запасного у художников не нашлось. Съемка остановилась в ожидании стекла, и группа разбрелась по разным сторонам. На площадке вдруг стало очень тихо и тепло. Дуров остался сидеть на своем «рабочем месте». На какое-то время, мне показалось, он вообще замер. Я тихонько подошел к нему и спросил: «Не скучаете?» — «А у меня интересный собеседник», — ответил он. В палате было пусто. «И кто же это?» — спросил я. «А это я сам», — сказал он. А стекло так и не привезли.
О деньгах и планах. Бюджет фильма — около трех миллионов рублей. Формировался он, конечно, в первую очередь, исходя из наших художественных задач. И в этом огромная роль нашего продюсера Дианы Шалашной. Без нее этой картины бы не было. Продюсеры мне поверили и очень тактично и бережно поддерживали. Я всем им очень благодарен. Сейчас работаю над сценарием еще одного короткометражного фильма. Это история, связанная с волной еврейских погромов в России начала ХХ века. А на полный метр есть не только идеи, но и несколько готовых к производству полнометражных сценариев.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.